«Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля
Демон летящий, стоящий и… поверженный
Михаил Врубель: на рубеже столетий
Портрет в живописи Михаила Врубеля
«Принцесса Греза» и «Фауст»
Надежда Забела – ангел-хранитель Михаила Врубеля
В поиске собственной реальности
Иллюстрации Михаила Врубеля к поэзии Лермонтова
Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву
«Демон сидящий»
Увлечения юного Врубеля
Студенческие годы Михаила Врубеля
Художник и Муза
Михаил Врубель в Киеве и Венеции
Магия гармонии Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Эпитафия
Книга В.И. Порудоминского
Исследования творчества
Статьи в прессе
С. Воложин. Врубель или История повторяется

Поиск  |  Карта сайта       Главная > О творчестве > Михаил Врубель: на рубеже столетий


 

Михаил Врубель: на рубеже столетий


 

На стыке веков в жизни Михаила Врубеля происходит несколько значимых событий. В 1899 г. у него умирает отец, а в 1901 году рождается сын. С появлением ребенка жизнь художника обретает, наконец, устроенность. Свою квартиру Врубели отделывают с большим вкусом, с учетом всех преимуществ технического прогресса. Художнику доставляет удовольствие тщательно выбирать обивку для мебели, создавать эскизы для платьев жены. Ему теперь есть, где работать, и он пишет с упоением.

На рубеже 19 и 20 вв. Михаил Врубель переживает творческий взлет. Этому способствует бурная культурная жизнь, во всех сферах которой век уходящий спорит с эстетикой нового времени. И поразительная продуктивность художника, который в этот период написал свои лучшие творения.

«Богатырь»

Одним из примеров борьбы старого и нового в живописи является появление в 1899 г. двух картин – «Богатыри» Васнецова и «Богатырь» Врубеля. Работа Васнецова – откровенная дань веку уходящему, с его иллюстративностью и прямолинейной композицией. Совсем иначе смотрится «Богатырь» Врубеля. Он новаторский, необычный и — снова непонятый. Дягилев отказывается взять картину на свою международную выставку картин.

По воспоминаниям Е.Ге, внешность богатыря художник "позаимствовал" у своего тестя. Врубель не раз говорил, что мужская красота сильней всего проявляется в старости. Его богатырь слишком громоздкий, написан в несколько наивной сказочной манере. Но, за такой подачей ощущается стихийная мощь.

Михаил Врубель приглашает зрителя в особый мир, где пластические формы перетекают одна в другую, создавая целостное впечатление. Его богатырь, как считал сам художник, более былинный, чем у Васнецова. Картина стала продолжением целого цикла работ, написанных под впечатлением сказочных опер Римского-Корсакова. Но и она не полностью удовлетворила тягу живописца к сюжетам, связанным с «русским сказочным родом». И летом 1899г. появляется его знаменитый «Пан».

«Пан»

Свою картину художник назвал «Сатир». Облик этого сказочного существа полностью соответствует герою рассказа Анатоля Франса из книги «Колодезь св. Клары». Девизом в работе Врубеля могла бы стать фраза из рассказа Франса: « Ум мой лишен покровов, как и тело». Она и легли в основу этого странного образа, созданного художником на стыке столетий.

Сатир помещен живописцем в типичный русский пейзаж, написанный с натуры в Орловской губернии. Да и герой картины получился у него вполне русский. Он даже немного похож на «Богатыря» пытливым взглядом голубых глаз, коренастым мощным телом и грубыми узловатыми пальцами рук. Эту работу можно отнести к тем немногим врубелевским полотнам, где нет второго плана. Пан написан таким, каким он предстал в воображении художника. И он получился, несмотря на всю фантастичность, вполне земным и почти реальным.

«Сирень» и «Царевна-Лебедь»

В 1900г. Михаил Врубель написан еще две известные картины, между которыми существует несомненная связь. И в «Сирени», и в «Царевне-Лебеди» центром композиции становится женское лицо, окруженное таинством мира цвета. В первой картине сюжет полностью растворен в образе. Здесь – стихия живописи, которая из разрозненных мазков создает то тяжелые грозди сирени, а то, вдруг, какой-то рассыпающийся узор. На этом построен главный эффект картины, это главное, а не девичье лицо, которое вполне может принадлежать дриаде – жительнице сиреневых зарослей. Исследователи творчества Михаила Врубеля считают, что в цветовой гамме «Сирени» уже пробиваются отблески колористики «Демона поверженного».

В отличие от «Сирени», «Царевна-Лебедь» кажется не видением, а воссозданием изображения живого человека. Однако в этом и заключается главный «нерв» картины. Образ царевны, вроде бы вполне сотканный из крови и плоти, погружает зрителя в пленительную, но немного жуткую сказку, далекую от светлой поэзии А.С.Пушкина.

«Царевна-Лебедь» Врубеля рождается из свободных легких мазков, которыми написаны и крылья, и хрупкие плечи, и почти детское отрешенное лицо. Оно далеко от канонов русской женской красоты. Откуда эти призрачные оттенки, огромные печальные глаза и страдальчески искривленные губы? В облике Царевны-Лебеди прочитывается явное сходство с чертами Демона, который по-прежнему живет в воображении художника.


Врубель М.А. Ангел с кадилом и свечой. Эскиз для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. 1887

Врубель М.А. Фауст и Мефистофель. Эскиз декоративного панно для готич. кабинета в доме А.В.Морозова. 1896. Б, акв.

Врубель М.А. После концерта. У камина. 1905. Холст, пастель, уголь. 168,5х191,5. ГТГ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.