«Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля
Демон летящий, стоящий и… поверженный
Михаил Врубель: на рубеже столетий
Портрет в живописи Михаила Врубеля
«Принцесса Греза» и «Фауст»
Надежда Забела – ангел-хранитель Михаила Врубеля
В поиске собственной реальности
Иллюстрации Михаила Врубеля к поэзии Лермонтова
Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву
«Демон сидящий»
Увлечения юного Врубеля
Студенческие годы Михаила Врубеля
Художник и Муза
Михаил Врубель в Киеве и Венеции
Магия гармонии Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Эпитафия
Книга В.И. Порудоминского
Исследования творчества
Статьи в прессе
С. Воложин. Врубель или История повторяется

Поиск  |  Карта сайта       Главная > О творчестве > Студенческие годы Михаила Врубеля


 

Студенческие годы Михаила Врубеля


 

Студенческие годы Михаила Врубеля

Студенческие годы Михаил Врубель провел в Петербурге. Это было очень интересное время, не только в истории страны, но и культурной жизни России. Мало что известно о том, как относился молодой Врубель к политическим событиям. Зато мы доподлинно знаем, какое огромное, почти болезненное, впечатление произвела на него коллекция шедевров мирового искусства, собранная в Эрмитаже. После одного из своих первых посещений знаменитого музей он упал в обморок – так сильны были эмоции, охватившие юношу.

На стыке веков

Для изобразительного искусства последние десятилетия 19 века были смутным временем. Противоречия между старыми традициями и новыми веяниями тяжелым бременем ложились на сердце и душу каждого творца, а не только молодых живописцев, начинающих свой путь в искусстве.

Неспокойные времена, предвещающие эпоху революционных преобразований общественного устройства, наступили и в жизни российского общества. Годы студенческой юности Михаила Врубеля (1874-1880гг.) совпали с судебными процессами над народовольцами, с вынесением оправдательного приговора Вере Засулич, которая покушалась на петербургского градоначальника. А потом было неудачное покушение Степана Халтурина на императора Александра II. И хотя Врубель далек от политики, но осознание всей серьезности происходящих событий, подтачивающих основы старого мира, оставляет след в его душе.

Он учится на юридическом факультете университета, по-прежнему увлекается литературой, оперой и музыкой. Но все сильней проявляется его пристрастие к пластическим искусствам – графике, живописи и скульптуре. Врубель постоянно рисует. Его письма домой, присланные из-за границы, куда он едет в качестве репетитора латыни, пестрят рисунками, сделанными пером.

Выбор сделан

Время окончательного выбора пути наступило для Михаила Врубеля весной 1880 года. В январе он окончил университет, попытался заняться юридической практикой и отбыл воинскую повинность. И то, и другое вызвало у него глубокое отторжение — юриспруденция не только не увлекает хоть самую малость, но даже отталкивает.

Осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию художеств. Он уже имеет свою художественную манеру, рисует не плохо и не хорошо — абсолютно по-своему. Для него наступило время счастливых встреч: он попадает в мастерскую прекрасного педагога П.П.Чистякова, берет уроки акварели у Ильи Репина, знакомится с Валентином Серовым, которому тогда было всего 15 лет. И каждый из них мгновенно распознают в нем исключительный и необычный талант.

В Академии художеств царила довольно демократичная обстановка, в ее стенах находилось место и классическим традициям, и новым веяниям. Достаточно сказать, что I выставка Товарищества передвижников прошла в залах академии. Со студентами работали и Семирадский, и Чистяков, проповедующие диаметрально противоположные подходы к обучению и каноны в живописи.

Учитель гения

Рассказывая о Врубеле, нельзя обойти вниманием его учителя — Павла Петровича Чистякова. Этот человек имел уникальный педагогический дар. Обладая довольно скромными способностями в живописи, он умел раскрыть талант своих учеников. По словам самого Врубеля, основные положения методики Чистякова стали для него формулой живого отношения к природе. Он научился у своего педагога добиваться сходства с натурой не только силой, но и гармонией.

То, что лишь слегка ощущается в юношеских рисунках Михаила Врубеля, с полной силой проявится в его работах периода зрелости. Густая тень, силуэт, объем, рельеф и нежность полутонов в его полотнах становятся откровением, приглашением на праздник постижения и восхищения красотой видимого мира.


Врубель М.А. Натурщик в белой драпировке. 1885. Этюд для иконы Святой Кирилл Александрийский. Картон, акварель, лак. 24х19,6. ГРМ

Врубель М.А. Кровать. 1905. Бумага, карандаш. 23х33. ГРМ

Врубель М.А. Демон поверженный. Эскиз. Бумага, акварель, гуашь, бронза. 21х31. Гос. музей изобразит. и-в имени А.С. Пушкина.





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.