Студенческие годы Михаила Врубеля
Студенческие годы Михаил Врубель провел в Петербурге. Это было очень интересное время, не только в истории страны, но и культурной жизни России. Мало что известно о том, как относился молодой Врубель к политическим событиям. Зато мы доподлинно знаем, какое огромное, почти болезненное, впечатление произвела на него коллекция шедевров мирового искусства, собранная в Эрмитаже. После одного из своих первых посещений знаменитого музей он упал в обморок – так сильны были эмоции, охватившие юношу.
На стыке веков
Для изобразительного искусства последние десятилетия 19 века были смутным временем. Противоречия между старыми традициями и новыми веяниями тяжелым бременем ложились на сердце и душу каждого творца, а не только молодых живописцев, начинающих свой путь в искусстве.
Неспокойные времена, предвещающие эпоху революционных преобразований общественного устройства, наступили и в жизни российского общества. Годы студенческой юности Михаила Врубеля (1874-1880гг.) совпали с судебными процессами над народовольцами, с вынесением оправдательного приговора Вере Засулич, которая покушалась на петербургского градоначальника. А потом было неудачное покушение Степана Халтурина на императора Александра II. И хотя Врубель далек от политики, но осознание всей серьезности происходящих событий, подтачивающих основы старого мира, оставляет след в его душе.
Он учится на юридическом факультете университета, по-прежнему увлекается литературой, оперой и музыкой. Но все сильней проявляется его пристрастие к пластическим искусствам – графике, живописи и скульптуре. Врубель постоянно рисует. Его письма домой, присланные из-за границы, куда он едет в качестве репетитора латыни, пестрят рисунками, сделанными пером.
Выбор сделан
Время окончательного выбора пути наступило для Михаила Врубеля весной 1880 года. В январе он окончил университет, попытался заняться юридической практикой и отбыл воинскую повинность. И то, и другое вызвало у него глубокое отторжение — юриспруденция не только не увлекает хоть самую малость, но даже отталкивает.
Осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию художеств. Он уже имеет свою художественную манеру, рисует не плохо и не хорошо — абсолютно по-своему. Для него наступило время счастливых встреч: он попадает в мастерскую прекрасного педагога П.П.Чистякова, берет уроки акварели у Ильи Репина, знакомится с Валентином Серовым, которому тогда было всего 15 лет. И каждый из них мгновенно распознают в нем исключительный и необычный талант.
В Академии художеств царила довольно демократичная обстановка, в ее стенах находилось место и классическим традициям, и новым веяниям. Достаточно сказать, что I выставка Товарищества передвижников прошла в залах академии. Со студентами работали и Семирадский, и Чистяков, проповедующие диаметрально противоположные подходы к обучению и каноны в живописи.
Учитель гения
Рассказывая о Врубеле, нельзя обойти вниманием его учителя — Павла Петровича Чистякова. Этот человек имел уникальный педагогический дар. Обладая довольно скромными способностями в живописи, он умел раскрыть талант своих учеников. По словам самого Врубеля, основные положения методики Чистякова стали для него формулой живого отношения к природе. Он научился у своего педагога добиваться сходства с натурой не только силой, но и гармонией.
То, что лишь слегка ощущается в юношеских рисунках Михаила Врубеля, с полной силой проявится в его работах периода зрелости. Густая тень, силуэт, объем, рельеф и нежность полутонов в его полотнах становятся откровением, приглашением на праздник постижения и восхищения красотой видимого мира.
Врубель М.А. Фауст и Маргарита в саду. Эскиз декоративного панно для готич. кабинета в доме А.В.Морозова. 1896 | Врубель М.А. Ангел с кадилом и свечой. Эскиз для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. 1887 | Врубель М.А. Фауст и Мефистофель. Эскиз декоративного панно для готич. кабинета в доме А.В.Морозова. 1896. Б, акв. |