О демонах Михаила Врубеля знают все. Но у художника был и ангел – его жена, певица и актриса Надежда Ивановна Забела. Как и большинство людей искусства, художник был влюбчивым. У него было много пылких скоротечных романов, однако завести семью он долго не решался. Этому способствовали и бедность, и странности характера. Однако судьба подарила ему встречу с женщиной, которая, хоть и ненадолго, сделала его счастливым.
Встреча
Константину Коровину в конце 1895 года предложили работу в Петербурге — нужно было подправить декорации к опере «Гензель и Гретель». Однако вместо него в Петербург отправился Михаил Врубель. На сцене театра шла репетиция спектакля. В ней принимала участие 27-летняя певица Надежда Забела. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом певица, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить оперную диву домой. И, вскоре, начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.
Готовясь к женитьбе, Михаил Врубель выполнил несколько дорогих заказов. На заработанные деньги он отвез любимую в Швейцарию. Там они поселились в дорогом номере, в прекрасном отеле на берегу озера. Он осыпал свою Надежду роскошными подарками. В честь свадьбы Врубель преподнес ей брошь с бриллиантами и опалом.
Жена художника
Надежда Забела — дочь состоятельных людей, привыкшая к финансовой стабильности и достатку. Родная сестра певицы Екатерина приходилась невесткой знаменитому художнику Николаю Ге. Ее семья владела землями на Украине. Третья сестра болела туберкулезом, поэтому постоянно жила с матерью в Швейцарии.
К моменту знакомства с художником Надежда Забела была звездой оперной сцены. Особенно она блистала в операх, написанных Римским-Корсаковым. Для нее специально композитор сочинил партию Марфы в опере «Царская невеста». Критики и зрители были единодушны в своих оценках ее творчества. Лучше нее никто, в то время, не исполнял главные женские партии в «Садко» и «Сказке о царе Салтане», «Демоне» и «Евгении Онегине».
Первые пять лет брака прошли почти безоблачно. Правда, Надежда писала сестре Кате, что сразу взяла управление семейным бюджетом в свои руки, потому что Михаил любил , по ее словам, сорить деньгами. Летом они часто подолгу жили в Талашкино — в имении известной меценатки Тенищевой. Любили Врубели гостить и на хуторе у Николая Ге.
Начало конца
В 1901 году в семье ждали рождения первенца. На свет появился мальчик, его назвали Саввой. К несчастью, сын имел врожденный порок – заячью губу. И это подкосило художника. У него началась глубокая депрессия, давшая толчок к быстрому развитию душевной болезни, симптомы которой проявлялись и раньше. Смерть трехлетнего Саввочки от пневмонии окончательно сломала художника. Демон безумия поселился в их доме.
Все больше времени Врубель проводил в психиатрических клиниках. Чего стоило его хрупкой жене сохранять спокойствие – можно лишь догадываться. Зная, как муж любит, когда она поет, Надежда частенько привозила в больницу аккомпаниатора. И пела… Для мужа это было счастье, он любил повторять: «Все певицы поют как птицы, а Надя поет как человек».
Жена и муза Врубеля не считалась с расходами, лишь бы муж ее продолжал рисовать. В эти, полные боли и страданий, годы художник написал множество ее портретов. Всматриваясь в красивое спокойное лицо Надежды Забелы-Врубель, любуясь изящными позами и красивыми нарядами, трудно даже представить, что ее здоровье подтачивали сильные нервные припадки. Она держалась из последних сил, став настоящим ангелом-хранителем для больного мужа.
Михаил Врубель умер в 1910, а Надежда – в 1913 году. В соответствии с медицинским заключением причиной ее смерти было самоубийство. Похоронены они в общей могиле под черной мраморной балюстрадой на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.
Музей имени Врубеля в Омске | Н.И. Забела-Врубель в роли Снегурочки | Врубель М.А. Орнаменты для Владимирского собора в Киеве. Эскиз. 1887-1889. Бумага, акварель, карандаш. 14х32,7. Киевский музей русского искусства. |