«Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля
Демон летящий, стоящий и… поверженный
Михаил Врубель: на рубеже столетий
Портрет в живописи Михаила Врубеля
«Принцесса Греза» и «Фауст»
Надежда Забела – ангел-хранитель Михаила Врубеля
В поиске собственной реальности
Иллюстрации Михаила Врубеля к поэзии Лермонтова
Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву
«Демон сидящий»
Увлечения юного Врубеля
Студенческие годы Михаила Врубеля
Художник и Муза
Михаил Врубель в Киеве и Венеции
Магия гармонии Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Эпитафия
Книга В.И. Порудоминского
Исследования творчества
Статьи в прессе
С. Воложин. Врубель или История повторяется

Поиск  |  Карта сайта       Главная > О творчестве > Портрет в живописи Михаила Врубеля


 

Портрет в живописи Михаила Врубеля


 

Михаил Врубель в своем творчестве неоднократно обращался к жанру портрета. Особенно интересны работы, написанные в середине 90-х годов 19 века Им свойственна особая полнокровность, монументальность, хотя они, в тоже время, очень земные и эмоциональные.

Талант Врубеля привносит в портретную живопись свойственную его творческой манере мощь и индивидуальность. Рядом ними даже портреты Валентина Серова, признанного мастера портретной живописи, кажутся слишком умиротворенными. Да и сам Серов, человек довольно самокритичный, говорил, что после того, как он увидел портреты Врубеля, с их умышленной четкостью форм, его собственные работы показались ему гладкими, словно мыло, и блеклыми.

Эмоциональность портретной живописи Врубеля

Живописная манера Врубеля открывает в его портретах второй, эмоциональный план. Впервые это ярко проявилось в портрете Марии Дахнович (картина «Девочка на фоне персидского ковра»). Правда, написанный художником в Киеве, исключительно с целью немного заработать, портрет не понравился отцу модели. Лишь с третьей попытки его удалось продать на аукционе за 300 рублей. Купил картину известный киевский меценат Терещенко. Картина сейчас находится в собрании Киевского музея русского искусства.

Врубелевская манера портретной живописи получила дальнейшее развитие в других картинах, особенно в «Гадалке», написанной в 1895 году. При внешней экзотичности сюжета, среди тусклого мерцания зеленоватых и алых пятен, с портрета на зрителя смотрит мастерски написанный взгляд. Да, именно взгляд, а не лицо или глаза, становятся визитной карточкой портретов Михаила Врубеля. А в тех работах, где ощущается откровенная традиционность композиции, ему удается, как в портрете Кончаловского, создать эффект светоносной, феерической воздушной среды.

Портрет К.Д. Арцыбушева

В 1897 году Михаил Врубель написал портрет инженера-путейца, родственника Саввы Мамонтова — К.Д.Арцыбушева. Эта работа вполне ложится в канву эволюции русской психологической портретной живописи конца 19 века.

Композиция портрета позволяет сконцентрировать внимание на лице модели – сосредоточенном умном лице человека, являющегося представителем истинной русской интеллигенции. Художнику удалось мастерски передать внешнюю сдержанность и внутреннюю сосредоточенность, как выражение постоянной напряженной работы мысли и души человека. В этой картине явственно ощущаются традиции русского портрета, сложившиеся в 19 веке.

Иначе написан портрет М.И.Арцыбушевой (1897 г.). Его явная минорная тональность созвучна романам Достоевского, произведения которого оказали огромное влияние и на изобразительное искусство, обогатили его новым видением человека. Бледное лицо, четкий силуэт черного простого платья и пепельно-багровый фон – этот образ несет в себе трагизм и печаль.

Портрет Саввы Мамонтова

Уникальным по художественной силе произведением, созданном в том же 1897 году, стал портрет Саввы Ивановича Мамонтова. Его композиция построена так, что образ Мамонтова словно врывается в сознание зрителя. Сложные отношения, существовавшие между художником и его другом и покровителем, выплеснулись на холст. В основе этого тандема лежало взаимное восхищение и антагонизм между творческой натурой Врубеля и властной мощной энергией Мамонтова. В каждом мазке словно слышится эхо непрекращающегося спора между ними.

На портрете Савва Мамонтов предстает человеком с кипящей энергией, успешным дельцом с артистической натурой. Черно-белую фигуру своего друга и патрона художник помещает в обрамление багровых и золотистых тонов, огненно-дымных, типично врубелевских, оттенков. Центром этого цветового тайфуна становится лицо Саввы Мамонтова, и его взгляд, достойный самого Мефистофеля.

Приятно, что и через несколько лет после написания этого портрета, Михаил Врубель высоко оценил его. Он, побывав в доме Мамонтова, увидел вновь свою работу. И сказал жене: «В высшей степени смелая и красивая техника, а не мазня. А все, что сделано, более чем правильно — красиво и звучно».


Врубель М.А. Сирень. Этюд. 1900. Дерево, масло. 16х27. ГТГ

Врубель М.А. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. 115х212,5. ГТГ

Врубель М.А. Царевна-Лебедь. Эскиз одноименной картины. 1900. ГРМ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.