Наступило лето 1889 года. Михаил Врубель уезжает из Киева в Москву. Тогда еще он не знал, что навсегда, поскольку надеялся, что его эскизы росписей Владимирского собора примут в работу. Этого не случилось.
Прощай, Киев
Трагический и плодотворный для художника, киевский период сформировал его собственную манеру живописи, но надломил психику. В возрасте Христа Михаил Врубель почти никак не заявил о себе, как художник. Он испытывает нужду, перебивается случайными заработками. Первые симптомы душевной болезни проявляются в его поведении.
Представить себе гениального русского живописца, который, пытаясь свести концы с концами, дает частные уроки рисования и раскрашивает фотографические снимки, довольно сложно. Но именно такими были его последнее месяцы киевской жизни. Правда в письмах его звучит оптимизм и надежда. Работой над орнаментами во Владимирском соборе он очень доволен, как и своим скромным гонораром. К тому же его жизнь вновь вошла любовь, скрасив одиночество.
Неожиданно Врубель получает приглашение из Москвы, от Саввы Ивановича Мамонтова, которого заслуженно называют самой колоритной фигурой в России на рубеже 19 и 20 веков. Возвращение в Москву, в гущу художественной жизни, для Михаила Врубеля стало началом нового этапа его творчества.
Здравствуй, Москва
Пять лет провел Врубель вдали от центров российской культурной жизни – Москвы и Петербурга. Его приезд в белокаменную пришелся на тот период, когда здесь царило наибольшее творческое оживление. Тесно общаясь с Коровиным и Серовым, он был в курсе всех театральных, музыкальных и художественных событий.
Термины «декадент» и «декаданс» уже привычно употреблялись критиками, свидетельствуя об упадке старого искусства и назревших противоречиях. Поиском новых форм удивлял публику театр Станиславского, на подмостках которого блистала Комиссаржевская. Опубликована повесть «Крейцерова соната» Л.Толстого. С успехом идут «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П.И.Чайковского.
На художественных выставках появляются полотна с ярко выраженной демократической тенденцией. Среди них «Не ждали» Репина и «Девочка с персиками» Серова. Культурная жизнь Москвы Михаилу Врубелю стала близка,/ благодаря его товарищам по мастерской, а также мамонтовскому кружку, куда его ввел Коровин.
Меценат
Савва Мамонтов был крупным промышленником и знатоком искусства, меценатом в лучшем понимании этого слова. В его деятельности на данном поприще не было и намека на барство и дилетантскую самоуверенность. Он действительно любил искусство и разбирался в нем.
Им была создана частная опера, в которой предпочтение отдавалось национальной режиссуре и музыке. Его мастерские, в которых возрождались почти утраченные народные промыслы, давали шанс народным умельцам сберечь достояние предков для будущих поколений. Мамонтова всегда окружали талантливые люди. Они ценили дружескую творческую атмосферу в его доме и знали, что в случае необходимости могут рассчитывать и на материальную помощь.
В московском доме Мамонтова и его имении в Абрамцево в разное время гостили и жили почти все известные художники этого периода. К чести мецената, он сумел рассмотреть талант и красоту в непривычной живописной манере Врубеля.
Михаила Врубеля у Мамонтова приняли тепло, радушно, с пониманием и любовью. Как всего этого не хватало художнику – знал только он сам! Тем более что нервное расстройство все чаще давало о себе знать резкими переменами настроения, капризами и беспокойством. Благодаря стараниям Саввы Ивановича, Михаил Врубель стал получать заказы. Он старательно и напряженно работает. Образ Демона по-прежнему владеет мыслями и душой художника.
Врубель М.А. Архитектурный проект. 1900. Бумага, графитный карандаш, акварель. 50,7х67,5. ГРМ | Врубель М.А. Россия. Волга и Ока. Эскиз неосущ. панно. 1896. Бумага, акварель, бронзовая краска. 21х48,6. ГРМ | Врубель М.А. Воскресенье. Фрагмент. 1887. Бумага, наклеенная на картон, акварель, черный карандаш. 40,8х64,3. ГТГ |