«Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля
Демон летящий, стоящий и… поверженный
Михаил Врубель: на рубеже столетий
Портрет в живописи Михаила Врубеля
«Принцесса Греза» и «Фауст»
Надежда Забела – ангел-хранитель Михаила Врубеля
В поиске собственной реальности
Иллюстрации Михаила Врубеля к поэзии Лермонтова
Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву
«Демон сидящий»
Увлечения юного Врубеля
Студенческие годы Михаила Врубеля
Художник и Муза
Михаил Врубель в Киеве и Венеции
Магия гармонии Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Эпитафия
Книга В.И. Порудоминского
Исследования творчества
Статьи в прессе
С. Воложин. Врубель или История повторяется

Поиск  |  Карта сайта       Главная > О творчестве > Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву


 

Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву


 

Наступило лето 1889 года. Михаил Врубель уезжает из Киева в Москву. Тогда еще он не знал, что навсегда, поскольку надеялся, что его эскизы росписей Владимирского собора примут в работу. Этого не случилось.

Прощай, Киев

Трагический и плодотворный для художника, киевский период сформировал его собственную манеру живописи, но надломил психику. В возрасте Христа Михаил Врубель почти никак не заявил о себе, как художник. Он испытывает нужду, перебивается случайными заработками. Первые симптомы душевной болезни проявляются в его поведении.

Представить себе гениального русского живописца, который, пытаясь свести концы с концами, дает частные уроки рисования и раскрашивает фотографические снимки, довольно сложно. Но именно такими были его последнее месяцы киевской жизни. Правда в письмах его звучит оптимизм и надежда. Работой над орнаментами во Владимирском соборе он очень доволен, как и своим скромным гонораром. К тому же его жизнь вновь вошла любовь, скрасив одиночество.

Неожиданно Врубель получает приглашение из Москвы, от Саввы Ивановича Мамонтова, которого заслуженно называют самой колоритной фигурой в России на рубеже 19 и 20 веков. Возвращение в Москву, в гущу художественной жизни, для Михаила Врубеля стало началом нового этапа его творчества.

Здравствуй, Москва

Пять лет провел Врубель вдали от центров российской культурной жизни – Москвы и Петербурга. Его приезд в белокаменную пришелся на тот период, когда здесь царило наибольшее творческое оживление. Тесно общаясь с Коровиным и Серовым, он был в курсе всех театральных, музыкальных и художественных событий.

Термины «декадент» и «декаданс» уже привычно употреблялись критиками, свидетельствуя об упадке старого искусства и назревших противоречиях. Поиском новых форм удивлял публику театр Станиславского, на подмостках которого блистала Комиссаржевская. Опубликована повесть «Крейцерова соната» Л.Толстого. С успехом идут «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

На художественных выставках появляются полотна с ярко выраженной демократической тенденцией. Среди них «Не ждали» Репина и «Девочка с персиками» Серова. Культурная жизнь Москвы Михаилу Врубелю стала близка,/ благодаря его товарищам по мастерской, а также мамонтовскому кружку, куда его ввел Коровин.

Меценат

Савва Мамонтов был крупным промышленником и знатоком искусства, меценатом в лучшем понимании этого слова. В его деятельности на данном поприще не было и намека на барство и дилетантскую самоуверенность. Он действительно любил искусство и разбирался в нем.

Им была создана частная опера, в которой предпочтение отдавалось национальной режиссуре и музыке. Его мастерские, в которых возрождались почти утраченные народные промыслы, давали шанс народным умельцам сберечь достояние предков для будущих поколений. Мамонтова всегда окружали талантливые люди. Они ценили дружескую творческую атмосферу в его доме и знали, что в случае необходимости могут рассчитывать и на материальную помощь.

В московском доме Мамонтова и его имении в Абрамцево в разное время гостили и жили почти все известные художники этого периода. К чести мецената, он сумел рассмотреть талант и красоту в непривычной живописной манере Врубеля.

Михаила Врубеля у Мамонтова приняли тепло, радушно, с пониманием и любовью. Как всего этого не хватало художнику – знал только он сам! Тем более что нервное расстройство все чаще давало о себе знать резкими переменами настроения, капризами и беспокойством. Благодаря стараниям Саввы Ивановича, Михаил Врубель стал получать заказы. Он старательно и напряженно работает. Образ Демона по-прежнему владеет мыслями и душой художника.


Врубель М.А. Портрет Н.И. Забелы-Врубель (спящей). Конец 1904-начало 1905. Бумага, графитный карандаш. 23,8х15,7. ГРМ

Врубель М.А. Гензель и Гретель. Портрет артисток Т.С. Любатович и Н.И. Забелы в одноименной опере Э. Гумпердинка. Бумага, акв., угольный карандаш. 44,3х88. ГРМ

Врубель М.А. Автопортрет. 1904. Бумага, уголь, карандаш. 25,3х17,4. ГРМ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.