Художник и Муза: страсть, породившая Демона
В Киеве с Михаилом Врубелем произошло то, что не могло не произойти с молодым пылким художником в возрасте 27 лет. Он влюбился. Объектом его романтического увлечения стала жена Прахова – Эмилия Львовна. Проводя все свободное время в доме своего заказчика и руководителя, он часами беседует с его супругой о музыке, живописи, театре и поэзии. И постепенно все ясней осознает, что дружеское отношение к этой милой женщине, маме троих детей, переросло в страстную любовь.
Влюбленный Врубель
Любовный недуг терзает Михаила Врубеля. Налицо все его признаки: бессонница, мечты о любимой, мольбы, адресованные небесам, с просьбой подарить хоть капельку счастья с возлюбленной. Ему удается скрывать от окружающих свое отношение к Эмилии. Он по-прежнему бывает в доме у Праховых, и видится с ней.
О том, как сильно он любит, не догадывается никто. Даже сама Эмилия Львовна. В письмах сестре он упоминает о своих чувствах, но не говорит, насколько они испепеляют его душу. А чувства кипят, как лава в жерле вулкана. Вот только один из эпизодов этой роковой страсти.
Художник преподносит в дар Эмилии Львовне свою картину под названием «Восточная сказка». Она отказывается принять подарок, и советует отнести картину меценату Терещенко, поскольку считает, что она очень хороша и должна быть показана публике. Обиженный и разгневанный отказом, Врубель рвет полотно на куски. Несколько дней он не появляется у Праховых. Потом приносит хозяйке дома свои извинения, а она возвращает ему остатки порванной картины. На их основе художник поздней напишет второй вариант …
Ссылка в Венецию
Слухи о молодом поклоннике жены доходят до профессора. Он ищет способ избавиться от Врубеля и находит его. Заказав ему образы для иконостаса, он отправляет художника в Венецию — подальше от Эмилии. Там Михаил Врубель должен написать лики Иисуса Христа, Богоматери с младенцев, святых Афанасия и Кирилла. Образ любимой художник увез с собой в Италию. А по его возвращении в Киев, все увидели в образе Богородицы портретное сходство с женой Прахова.
Так и осталось тайной, объяснился ли Михаил Врубель Эмилии Львовне в любви или нет. Своему другу Михаилу Коровину он писал, что любил женщину, однако она не отвечала взаимностью. И даже если она любила, то многое стояло между ними. «Я резал себя ножом. Поймете ли Вы? Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались» — к этому нечего добавить…
Прощание с Киевом
Реставрация Кирилловской церкви закончена. На фреске «Сошествие Святого духа» Михаил Врубель изобразил реальных людей – своих знакомых, а с себя написал одного из ангелов. Художник едет в Одессу, но в Киев его тянет. И он возвращается.
Вскоре начинается реставрация Владимирского собора. Подготовив эскизы, Михаил Врубель приносит их Прахову. Но тот едва сдерживает свою неприязнь, и отказывает Врубелю. Потом все же поручает ему роспись орнаментов.
Отношения между ними крайне натянутые, профессор не скрывает, что едва терпит Врубеля. И вскоре молодой художник уезжает из Киева, и больше никогда не возвращается. Слишком больно было ему находиться здесь.
Рождение Демона
В Киеве у Михаила Врубеля впервые появилась идея написать Демона. Первые наброски, которые он показывал своему отцу, художник уничтожил. Воспоминания об Эмилии Праховой долго терзали его душу. Многие искусствоведы сходятся на том, что в облике «Демона сидящего» угадываются ее черты.
Впоследствии Михаил Врубель женился и был счастлив в браке. Письма влюбленного художника Эмилия Львовна отдала своей дочери, попросив их сжечь. Больше их никто никогда не видел.
Врубель М.А. Портрет М.И. Арцыбушевой. 1897. Холст, масло. 124,9х80,2. ГТГ | Врубель М.А. Гамлет и Офелия. 1888. Картон, масло. 32,7х23,8. ГТГ | Врубель М.А. Испания. Холст, масло. 1894. |