«Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля
Демон летящий, стоящий и… поверженный
Михаил Врубель: на рубеже столетий
Портрет в живописи Михаила Врубеля
«Принцесса Греза» и «Фауст»
Надежда Забела – ангел-хранитель Михаила Врубеля
В поиске собственной реальности
Иллюстрации Михаила Врубеля к поэзии Лермонтова
Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву
«Демон сидящий»
Увлечения юного Врубеля
Студенческие годы Михаила Врубеля
Художник и Муза
Михаил Врубель в Киеве и Венеции
Магия гармонии Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Эпитафия
Книга В.И. Порудоминского
Исследования творчества
Статьи в прессе
С. Воложин. Врубель или История повторяется

Поиск  |  Карта сайта       Главная > О творчестве > Художник и Муза


 

Художник и Муза


 

Художник и Муза: страсть, породившая Демона

В Киеве с Михаилом Врубелем произошло то, что не могло не произойти с молодым пылким художником в возрасте 27 лет. Он влюбился. Объектом его романтического увлечения стала жена Прахова – Эмилия Львовна. Проводя все свободное время в доме своего заказчика и руководителя, он часами беседует с его супругой о музыке, живописи, театре и поэзии. И постепенно все ясней осознает, что дружеское отношение к этой милой женщине, маме троих детей, переросло в страстную любовь.

Влюбленный Врубель

Любовный недуг терзает Михаила Врубеля. Налицо все его признаки: бессонница, мечты о любимой, мольбы, адресованные небесам, с просьбой подарить хоть капельку счастья с возлюбленной. Ему удается скрывать от окружающих свое отношение к Эмилии. Он по-прежнему бывает в доме у Праховых, и видится с ней.

О том, как сильно он любит, не догадывается никто. Даже сама Эмилия Львовна. В письмах сестре он упоминает о своих чувствах, но не говорит, насколько они испепеляют его душу. А чувства кипят, как лава в жерле вулкана. Вот только один из эпизодов этой роковой страсти.

Художник преподносит в дар Эмилии Львовне свою картину под названием «Восточная сказка». Она отказывается принять подарок, и советует отнести картину меценату Терещенко, поскольку считает, что она очень хороша и должна быть показана публике. Обиженный и разгневанный отказом, Врубель рвет полотно на куски. Несколько дней он не появляется у Праховых. Потом приносит хозяйке дома свои извинения, а она возвращает ему остатки порванной картины. На их основе художник поздней напишет второй вариант …

Ссылка в Венецию

Слухи о молодом поклоннике жены доходят до профессора. Он ищет способ избавиться от Врубеля и находит его. Заказав ему образы для иконостаса, он отправляет художника в Венецию — подальше от Эмилии. Там Михаил Врубель должен написать лики Иисуса Христа, Богоматери с младенцев, святых Афанасия и Кирилла. Образ любимой художник увез с собой в Италию. А по его возвращении в Киев, все увидели в образе Богородицы портретное сходство с женой Прахова.

Так и осталось тайной, объяснился ли Михаил Врубель Эмилии Львовне в любви или нет. Своему другу Михаилу Коровину он писал, что любил женщину, однако она не отвечала взаимностью. И даже если она любила, то многое стояло между ними. «Я резал себя ножом. Поймете ли Вы? Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались» — к этому нечего добавить…

Прощание с Киевом

Реставрация Кирилловской церкви закончена. На фреске «Сошествие Святого духа» Михаил Врубель изобразил реальных людей – своих знакомых, а с себя написал одного из ангелов. Художник едет в Одессу, но в Киев его тянет. И он возвращается.

Вскоре начинается реставрация Владимирского собора. Подготовив эскизы, Михаил Врубель приносит их Прахову. Но тот едва сдерживает свою неприязнь, и отказывает Врубелю. Потом все же поручает ему роспись орнаментов.

Отношения между ними крайне натянутые, профессор не скрывает, что едва терпит Врубеля. И вскоре молодой художник уезжает из Киева, и больше никогда не возвращается. Слишком больно было ему находиться здесь.

Рождение Демона

В Киеве у Михаила Врубеля впервые появилась идея написать Демона. Первые наброски, которые он показывал своему отцу, художник уничтожил. Воспоминания об Эмилии Праховой долго терзали его душу. Многие искусствоведы сходятся на том, что в облике «Демона сидящего» угадываются ее черты.

Впоследствии Михаил Врубель женился и был счастлив в браке. Письма влюбленного художника Эмилия Львовна отдала своей дочери, попросив их сжечь. Больше их никто никогда не видел.


Врубель М.А. Конец 1870-х - начало 1880-х. Чтение сказки. Бумага, коричн. тушь, перо. 20,4х30. Рисунок для детского журнала. ГРМ.

Н.И. Забела-Врубель в саду на хуторе Н.Н. Ге. 1900. ОР ГРМ, ф. 34, ед. хр. 77, л. 1

Врубель М.А. Печь-лежанка. Майолика. 1890





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.