Одним из самых плодотворных периодов в жизни Михаила Врубеля стало начало 90-х годов 19 века. Мастер пробует себя в разных жанрах изобразительного искусства. В Абрамцево, в поместье Мамонтова, летом 1890 года открылась керамическая мастерская. Михаил Врубель увлеченно работает в ней – в нем по-прежнему живет тяга к масштабным монументальным формам в искусстве. Отчасти ему удалось реализовать ее в своих скульптурных работах.
Счастливое время
В эти годы Михаилу Врубелю все интересно, все в радость. Он разрабатывает проект флигеля, предназначенного для строительства в новом особняке Саввы Мамонтова в Москве. Фасад флигеля – в вычурном римско-византийском стиле. Для украшения его ворот художник сам создает львиные головы из майолики и придирчиво следит за их обжигом.
С 1892 года Мамонтов назначает его руководителем керамической мастерской в своем имении. Врубель получает несколько заказов на декоративные панно для домов состоятельных москвичей. Мамонтов поручает ему оформление занавеса в Частной опере. По воспоминаниям современников, его занимает даже раскрашивание балалаек – в мире изобразительного искусства для него не существовало работы неинтересной.
Поездки за границу
Савва Мамонтов несколько раз брал Михаила Врубеля с собой за границу. Для художника полгода, проведенные в Италии, стали подарком судьбы. Как и в период работы над образами для Кирилловской церкви, он проводит в Италии всю зиму и весну. Правда, теперь он не обременен нуждой и срочными заказами Прахова. Он – состоявшийся зрелый художник, который знает, что хочет понять, какие секреты итальянских живописцев и скульпторов разгадать.
Врубель любил Италию, отлично знал итальянский язык, ему был близок образ жизни европейцев. Он не раз говорил, что хотел бы жить в Риме. Культура Западной Европы была ему понятна. В ранней юности он дружил с французскими актерами, потом жил в Венеции, где общался с цирковыми артистами. В доме Мамонтова Врубель трогательно общался со стареньким гувернером-французом. Как-то он удивил друзей, начав по-немецки разговаривать с давно обрусевшим немцем-метрдотелем. На их вопрос Михаил Врубель ответил, что его собеседнику было приятно поговорить на родном языке.
В Риме он пишет «Снегурочку». По этому поводу жена Мамонтова шутливо замечает, что Врубелю нужно было признаков ехать в Рим, чтобы написать русскую зиму. Зато, вернувшись в Абрамцево, он с удовольствием вслушивается в привычные звуки, наслаждается неяркими красками подмосковной природы и «интимными национальными нотками» окружающей привычной жизни.
Впечатления от путешествий
Множество работ в разных жанрах создал Михаил Врубель во время путешествий по Европе. Среди них — превосходные этюды, изображающие Акрополь, пейзажи Сицилии, Средиземное море, венецианские улочки-каналы и берега Эльбы.
Особого внимания заслуживает панно «Венеция». Художник сумел уловить и передать дух этого города. Композиция панно очень необычна, она чем-то сродни работам Эдгара Дега. Фигура юноши на переднем плане, чуть в глубине группа людей, а вдали — панорама благородных фасадов домов, расположенных за мостом Вздохов. Такое пространственное решение создает очень целостное живое впечатление – как будто выхваченный кусочек жизни, изображенный на полотне, продолжается за пределами рамы. Причем — жизни не придуманной, маскарадной, как часто изображали Венецию, а реальной.
Хотите знать, что было дальше? Заказчик панно у художника не принял. Слишком оно было непривычное по исполнению и идее. Хотя для украшения интерьера подходило как нельзя лучше — в нем была и новизна, и традиция, и великолепная живопись, и театральность. Купил «Венецию» друг и родственник Мамонтова – инженер Арцыбушев. По стилю на это панно похожа еще одна работа Михаила Врубеля – панно «Испания». Правда, здесь художник дал волю своей фантазии, ибо в Испании ему побывать не довелось.
Врубель М.А. Летящий Демон. 1899. Х., масло. 138,5х430,5. ГРМ | Врубель М.А. Сумерки. Римский мотив. 1891-1892. Д., м. 23,9х33. ГТГ | Врубель М.А. Портрет М.И. Арцыбушевой. 1897. Холст, масло. 124,9х80,2. ГТГ |