«Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля
Демон летящий, стоящий и… поверженный
Михаил Врубель: на рубеже столетий
Портрет в живописи Михаила Врубеля
«Принцесса Греза» и «Фауст»
Надежда Забела – ангел-хранитель Михаила Врубеля
В поиске собственной реальности
Иллюстрации Михаила Врубеля к поэзии Лермонтова
Михаил Врубель и Савва Мамонтов: переезд в Москву
«Демон сидящий»
Увлечения юного Врубеля
Студенческие годы Михаила Врубеля
Художник и Муза
Михаил Врубель в Киеве и Венеции
Магия гармонии Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Эпитафия
Книга В.И. Порудоминского
Исследования творчества
Статьи в прессе
С. Воложин. Врубель или История повторяется

Поиск  |  Карта сайта       Главная > О творчестве > «Принцесса Греза» и «Фауст»


 

«Принцесса Греза» и «Фауст»


 

В 1896 году, незадолго до свадьбы, Михаил Врубель получает заказ на два монументальных панно. Они должны были украсить центральный зал Художественного павильона Всероссийской выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде.

Художник приступил к работе с огромным душевным подъемом. Наконец-то он сможет создать творения, подобные тем, что оставили потомкам величайшие мастера эпохи Ренессанса. Его ничуть не смущало, что подобные работы не могли рассчитывать на такую же долгую жизнь, как фрески или мозаики. Зато они были связаны с архитектурной средой и пространством.

Разочарование

Тему для первого панно Михаил Врубель взял из модной пьесы французского автора Эдмона Ростана «Принцесса Греза». Это стихотворное произведение, действие которого происходит в 12 веке. Врубель увлекся романтикой рыцарской сказочной драмы, которая произвела настоящую сенсацию в театральном и литературном мире. И захотел написать на одной стене зала «Принцессу Грезу» — как воплощение красивой вселенской художественной мечты. Вторую стену было решено украсить панно «Микула Селянинович», символизирующим дух и силу русской земли.

Философская основа пьесы «Принцесса Греза» была близка Врубелю стилистикой готической эпохи, идеей возвышенной страсти, перед которой отступают и земные желания, и сама смерть. Его художественные исканий того периода лежали в той же самой плоскости. Уже в самых первых эскизах «Принцессы Грезы» чувствовалось грандиозность замысла художника. С другим панно работа спорилась не так, его композиция выстраивалась постепенно, непосредственно во время написания.

Площадь каждого панно была равна ста квадратным метрам. Конечно, написать их в одиночку Врубель не мог. Подмалевки делали его помощники, а художник завершал работу. Однако его творения у многих вызывали насмешки. Смеялись над ними не только помощники, но и администрация выставки. Травля не прекращалась, о чем Михаил Врубель с горечью писал сестре. «Панно Врубеля чудовищны. Ждем жюри» — телеграфировал в столицу уполномоченный Академии художеств А.Н.Бенуа. Интриги Академии (а заказ был отдан Врубелю без ее согласия) завершились тем, что панно были убраны. Хотя о них появлялись и восторженные отзывы, особенно среди критиков ретроградного взгляда Академии на современное искусство.

Смеется тот, кто смеется последним

Дальше для Михаила Врубеля наступило время первой славы. Его покровитель Савва Мамонтов, благодаря которому художник и получил заказ на панно, был оскорблен. И, по примеру «Салона отверженных» в Париже, он построил возле выставки большое деревянное строение, в котором были выставлены оба панно. Кроме того, в нем проходили концерты. А в Художественном павильоне, опять же по настоянию Мамонтова, были выставлены картины и скульптуры Михаила Врубеля. И тогда о художнике заговорили – критики, знатоки, художники.

В это время Врубеля не было в России, с молодой женой они проводили медовый месяц в Швейцарии. Свадебное путешествие было омрачено неудачей с панно, ведь их покупка Мамонтовым решила лишь материальную сторону, а ожидаемого признания работа не принесла. Художник не стал свидетелем своего первого успеха у публики. Он не смог прочувствовать, как насмешки и хула постепенно уступают место интересу. По воспоминаниям молодого Горького, кто-то называл картины Врубеля декадентством, кто-то – шедеврами, кто-то говорил, что талант художника бесспорен, хотя он и позволил себе слишком далеко отойти от академической живописи и увлечься импрессионизмом.

Неудача с панно не стала препятствием на творческом пути Врубеля. Ему поручают написание четырех панно для готического кабинета в особняке А.В.Морозова. И он со всей страстью берется за работу, найдя источник вдохновения в поэзии Гете. Героями новых панно стали Фауст, Мефистофель и Маргарита. В этих работах художника ощущается сильное влияние модерна. Он открыл перед Врубелем новые возможности для познания взаимодействия архитектуры и живописи, к которому так стремился художник, мечтающий о создании монументальных творений.


Царевна-Лебедь (Холст, масло. 1900 г.)

Врубель М.А. Александровская слобода. 1899. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста"

Врубель М.А. Пантомима. Эскиз декорации к опере Э. Гумпердинка "Гензель и Гретель". Вторая картина, сцена третья. 1896. Б., акв.





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.