Магия гармонии Михаила Врубеля
Картины Врубеля поражают абсолютной определенностью и графической прелестью каждой линии, строгим соотнесением их между собой. Красота рисунка и легкость импровизации отличает все работы художника. У Михаила Врубеля видимая форма вызывает неуемную жажду понять ее сокровенную глубину, разделить на несколько планов, и выплеснуть на лист бумаги все нюансы очертаний и тона натуры. По меткому замечанию П.П.Чистякова, его ученик готов был «проскочить сквозь предмет», чтобы выявить его глубинную магию и гармонию. Врубель работал много и старательно. Для него не было проходных, учебных работ. Постигая суть натуры, он познавал свое собственное отношение к ней. Он даже как-то упрекнул Коровина за то, что тот срисовывает, а не рисует. Для самого Врубеля важно было не просто рисовать, а еще и так, чтобы «на листе было интересно».
Крест одиночества
Бескомпромиссный и требовательный к себе, в оценке работ других художников Михаил Врубель оставался таким же. Это делало его не слишком удобным в общении, и вело к одиночеству. Он ничего не прощал даже тем, кого безмерно уважал. Врубель не стал скрывать от Ильи Репина то, что картина «Крестный ход в Курской губернии» его разочаровала. Выдержать обиду своего довольно импульсивного наставника ему было тяжело, но Михаил справился.
Многого не принимал он и в работах передвижников. Врубель считал, что художники не должны низводить искусство до публицистики. Критика передвижников не была самоцелью, не вела к антагонизму с этим движением. Михаил Врубель искал истину и отстаивал свое видение новых ценностей в живописи. Он писал не так как все, никому не подражая. Удивительно, но ему удалось перескочить через этот, обычный для молодых художников, этап.
Новизну живописной манеры художника отметил меценат и знаток живописи П.М.Третьяков. Повторно рассматривая один из эскизов Врубеля, он вдруг сказал: «Да, я не понял раньше. Уж очень это как-то по-другому». Интересно, что истоки этого «другого» Врубель находил в классике, которую очень любил и отлично знал.
Влияние классики
Большинство живописцев в период становления и творческих поисков, сопряженных с тягостными спорами с самим собой и душевной сумятицей, обращаются за ответами на больные вопросы к классическому искусству. Михаилу Врубелю классика была понятна и близка с детских лет.
В году учебы в Академии художеств он сравнивал себя с Гамлетом и изображал себя в виде принца датского. Подобно поэту Александру Блоку, Врубель обращался к прошлому, чтобы выразить настоящее. Он старательно изучал традиционную живопись, пытаясь постичь все принципы классического рисунка. При этом ему удалось сохранить собственную пластическую манеру.
Внутренняя алхимия Врубеля
Обращение Михаила Врубеля к классике часто вызывало непонимание среди сокурсников. Это был период ломки устоев, когда все старое отвергалось с революционным пылом. Однако Врубель оставался непреклонным в вопросах отношения к ремеслу живописца. Он придавал огромное значение профессионализму и знанию основ школы изобразительного искусства. Его кумиром был Рафаэль, которого он считал примером пластического осмысления и понимания натуры. И он шел вперед, вооружившись отличным знанием классических традиций.
И, все же, юношеские работы Михаила Врубеля еще далеки от совершенства. Иногда он грешит излишним мелодраматизмом и академической салонностью. Примером могут служить его иллюстрация к «Анне Карениной» и «Моцарту и Сальери». Хотя и в них его мужающий талант уже отчетливо виден. Это был период его творчества, когда ошибки ученика соседствуют с проявлениями гениальности.
Врубель М.А. Женская голова (Эмилия Львовна Прахова). 1884-1885. Бумага, графитный карандаш, масло. 43x32,3 | Врубель М.А. Мужской портрет. 1883. Бумага, акварель. 10,6х8. ГРМ | Врубель М.А. Роза. 1904. Бумага, наклеенная на картон, акварель, карандаш. 29,8х18,5. ГТГ |