Врубель в письмах
Письма М.А. Врубелю
Письма М.А. Врубеля
Письма родственников

Поиск  |  Карта сайта       Главная > Переписка > Письма М.А. Врубеля


 

Письма М.А. Врубеля


 

М. А. ВРУБЕЛЬ — А. А. ВРУБЕЛЬ 1875 год 2 февраля. Петербург

Поздравляю тебя с днем твоих именин, дорогая Анюточка, и повторяю свои пожелания к 17 января;1 очень желал бы, чтобы мне пришлось за исполнением сих пожелать нового раньше казенного времени пожеланий — Нового, 76 года. Обращаюсь именно с моим письмом к тебе, потому что думаю хотя этим средством заставить тебя сокрушить печать молчания, на которую я негодую — и не один, но, конечно, в числе этих многих, я имею право не на последнее место. Сегодня, еще ради твоих именин и ради многорадостного известия “зрение мое положительно немного улучшается” (“Сухо дерево”! Мамашечка), которое в пятницу у целого общества вызвало радостное “Ну, слава богу!” — ради этих-то двух обстоятельств я сегодня не сержусь на тебя, но впредь трепещи моего гнева, нераскаянная грешница!

Беру на себя смелость говорить так, потому что сам недавно очистил свою совесть от всяческих грехов. Прошлую субботу провел я целый вечер у Ольги Григорьевны.2 Она была, видимо, очень очень рада раскаянию непочтительного племянника, тем более что я весь вечер восхищался, и совершенно искренне, ее Людмилой, которая — премилый ребенок с темно-каштановыми волосиками и темно-карими большими глазами — слегка напоминает Олю Давыдову.3 Вспоминали о Ст[арой] Руссе и Ольге Михайловне,4 о “чудной Мадриньке — перле матерей”.5 Тут же мне сообщили, что Мария Григорьевна6 получила пенсии только 200 с чем-то р[ублей] и квартиру — нижний этаж дома, в котором живут Зеленины.7 Ни у нее, ни у Давыдовых, ни у Краббе8 я еще не был (к последним собираюсь сегодня).

Был у Арцимовичей 2 недели тому назад. М-те Арцимович со своими претензиями положительно отравляет мне эти посещения. Попал я в понедельник туда, куда попасть никак не ожидал — к Ольге Андреевне Веселаго9 — она сходится с мужем и в свои рожденья давала бал, на который приглашала всех своих хороших старых знакомых, в числе которых, как представитель Врубелей в Питере, был приглашен и я; я поехал, тем более что тетя Варя нуждалась в кавалере, так как Ник[олай] Христианович был в конференции. Он приехал позже и [у]вез Варвару Николаевну; а я плясал до 4-го часу. Общество, впрочем, было неинтересное.

Студенческого бала дело идет очень плохо, и он, кажется, совсем не состоится. Зато экзамены грозят своей страшною реальностью — курсы увесисты, около 200 всего листов. Распределение сделано предположительно: 21 апреля — Ист[ория] Русского] Пр[ава], 3 мая — Энциклопедия, 16 мая Государственное] Право, 21 — Римское право и 27 — Богословие. Все, как видишь, кричит — занимайся, занимайся! И у Жоржи уже волосы пошевеливаются на голове. Вчера он слышал Патти10 в “Севильском цирюльнике”. “И Патти — дрянь и “Севильский цирюльник” — дрянь” такими словами начал он свой отчет о спектакле. “Ну да”, — подхватывает Александра Александровна Ленц,11 барышня очень острая и насмешливая, подхватывает, пародируя слова Жоржи о Климове12 (фамилию которого он прочитал в афише симфонического концерта и о коем по поводу ее незвучности делал нелестные предположения, время же показало, что это далеко не обыкновенный пьянист по силе и выразительности игры), — что же может быть хорошего в опере “Цирюльник”! ... “Цирюльник”!.. другое дело — “Севильский Демон”, или “Севильская Юдифь”.

Эта шутка, однако, до некоторой степени действительно характеризует оперные симпатии Жоржи, Николая Федотовича13 и вообще большинства Питера, перебесившегося от “Юдифи”, “Тангейзера” и “Демона”.14 Остерегаясь произносить какое бы то ни было суждение о музыке этих опер, потому что я их даже не слышал, замечу только, что их сюжет, нося глубоко трагический или лирический характер, и их прекрасно написанные либретто, потрясающая обстановка уже сами по себе производят такое сильное впечатление, что вас заставляет снисходительно относиться к музыке, и — с другой стороны, учат произносить об операх, далеко не уступающих последним в музыкальном отношении, но ниже стоящих в отношении глубины сюжета, суждения вроде: “это какая-то жижица, торопня, кабак...”

Но я уже очень разглагольствовался. Обратимся к делу. Капустин15 и Павел Александр[ович] сдают хорошо свои репетиции. Шушкина музыка процветает. Все здоровы. Дядя Коля работает с Альбрехтом16 над изданием песенника — народных, солдатских, матросских и детских песен с музыкой и словами, ценою в 3 — 4 рубля. Издание это еще покуда держится в тайне. Передай Папаше, что я отдал его пакет дежурному по канцелярии и на вопрос о расписке получил сообщение, что в канцеляриях расписок о получении не дают, а получивший лично отвечает за целость всех пакетов. Сыр дяде Коле очень понравился, теперь он подходит к концу. К масленице я думаю выписать ему в презент еще такой каравай; если только высылка не очень затруднит Папашу. Этот каравай, между прочим, оказался очень пикантным. Уроки мои идут благополучно; часто прогуливаюсь пехтурой с Каменноостровского проспекта в Коломну—11/4 [часа] ходьбы.

Прощай, дорогая Нюточка! Крепко, крепко целую тебя, поцелуй ручки Папаши, Мамаши; очень, очень поблагодари Папашу за его дорогое письмо и передай, что еще буду иметь честь отвечать на него вскоре после настоящего письма. Расцелуй Лилюшу, Володю, Рюту и напиши в своем письме, которого жду с нетерпением, о них побольше. Группу свою я почти кончил. Ансамбль не дурен, — в частностях много ошибок. Еще раз — до свиданья, Нюта!

Любящий тебя брат Миша
__________

1 17 января — день рождения А. А. Врубель.
2 Ольга Григорьевна Басаргина — сестра матери художника.
3 Оля Давыдова — двоюродная сестра художника.
4 Ольга Михайловна Врубель — сестра отца художника.
5 “Чудная Мадринька — перл матерей” — так называли мачеху.
6 Мария Григорьевна Басаргина — сестра матери художника.
7 Зеленин — родственник Врубелей, моряк.
8 Крабов — родные художника со стороны матери.
9 О. А. Веселаго—знакомая по Старой Руссе.
10 Пани Аделина (1843 — 1919) — итальянская певица, колоратурное сопрано, пользовалась мировой известностью (гастролировала в России).
11 Александра Александровна Ленц — невеста Г. X. Вессель.
12 Климов — пианист.
13 Николай Федотович — родственник Врубелей, скрипач-любитель.
14 “Юдифь” — опера А. Н. Серова; “Тангейзер” — опера Р. Вагнера; “Демон” — опера А. Г. Рубинштейна.
15 Капустин Петр Яковлевич — гимназический приятель художника, племянник Д. И. Менделеева.
16 Альбрехт Евгений Карлович (1844— 1894) —композитор, скрипач.


Врубель М.А. Мотив росписи наличника окна. 1886. Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш. 12,6х5,4. ГРМ

Врубель М.А. Эскиз для витража. Цветок. 1895-1896. Бумага, акварель, граф. карандаш. 12,1х11. ГРМ

Врубель М.А. Надгробный плач. Эскиз для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Третий вариант. 1887


М. А. ВРУБЕЛЬ — А. А. ВРУБЕЛЬ 1879 год

Прости, милая Нюта, что, торопясь сейчас же отослать письмо, не распространяюсь, а объясню тебе, что размер посылаемого мною...

М. А. ВРУБЕЛЬ — А. А. ВРУБЕЛЬ 1879 год 23 апреля. Петербург

Благодарю тебя, дорогая Нюта, что так по-сестрину обратилась ко мне! Если бы ты была такая умница и обращалась бы почаще...

М. А. ВРУБЕЛЬ — А. А. ВРУБЕЛЬ 1883 год 13 января

Целую неделю пролежало письмо. Все собирался нести в почтамт, да Занятия распределены так, что днем положительно часу нет свободного. А теперь обстоятельства изменились...








Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.