Миниатюра
(Слово "миниатюра" заимствовано от франц. miniature, по-итальянски - miniatura, на лат. minium - киноварь, сурик, краски для окрашивания рукописей.)
1) Скульптуры, графики, живописи небольших размеров, отличие которых - в тонкости исполнения; произведения изобразительного искусства; искусство создания произведений изобразительного искусства.
Основными видами миниатюры являются: портретная, книжная, лаковая.
Миниатюра существует со времен Древнего Египта и античной культуры. В Персии и Индии она достигла наивысшего развития. Возникновение книгопечатания в 15 в. приостанавливает ее дальнейшее развитие.
Книжная миниатюра 11 в. подверглась воздействию византийской традиции, после которого оказалась под влиянием фресковой живописи. В 15 в. в миниатюре появляются сюжеты светского характера. Книжная миниатюра, как вид книжного искусства, развивалась до 20 столетия.
Портретная миниатюра - маленький портрет (до 20 см) живописного, рельефного, резного типа. Портрет может быть представлен в виде картины или медальона, располагаться на шкатулке, в часах, перстне. Его изображают на бумаге, пергаменте, слоновой кости, иногда - на фарфоре и металле. В начале 16 в. портретная миниатюра начинает развиваться в Европе как свободный жанр и достигает вершин в 18 в.
Первые эмалевые портретные миниатюры появились в 18 в. в России. В академии художеств создан класс миниатюры (Петербург). Знаменитые художники О.А. Кипренский, И.И. Теребенев, Н.И. Аргунов, Г.И. Скородумов, П.Ф. Соколов посвящают свою деятельность портретной миниатюре. В 19 столетии портретная миниатюра вытесняется фотографией. В 20 в. к ней обращаются члены группировки "Мир искусства", но лишь с целью стилизации.
Лаковая миниатюра Лаковая миниатюра - изображение, нанесенное на лаковую поверхность. Такие композиции представлены в виде самостоятельных пластин, но чаще всего они являются декорацией функциональных предметов - посуды, шкатулок, ваз, ювелирных изделий. Материалом для нанесения лакового слоя может служить дерево, папье-маше, иногда - металл. Процедура нанесения лакового слоя занимает немало времени. Сперва основа грунтуется, затем покрывается несколькими слоями лака, просыхает, и ее поверхность полируется. В завершение красками наносится рисунок. Родина лаковой живописи - Китай (2 тыс. до н.э.). В Европе восточные лаки распространились в 15 в., европейские (Германия, Англия, Франция) появляются в 7-8 в. Пик развития лаковой культуры в России - первые десятилетия 19 века. В Москве, Петербурге, на Урале появляются лаковые мастерские. В 1920-1930-х г. на основе традиций народного искусства появляются новые центры народной живописи - Палех, Мстера, Холуй, в которых продолжает развиваться миниатюра - пейзаж, исторический портрет, бытовые сюжеты, сказочные композиции, созданные темперными красками на поверхности лаковых изделий.
2) Аналогично произведениям живописи, в музыке, театре, литературе появляется жанр "малых форм", небольшое произведение - пьеса, водевиль, интермедия, скетч, рассказ, сценка (разговорная, музыкальная, хореографическая, вокальная), реприза (эстрадная или клоунская). На основе миниатюры строится репертуар театральных миниатюр.
Миниатюра в литературе характеризуется небольшими размерами: от 5, не более 10 страниц. В миниатюре сохранены пропорции между ее составляющими частями, как и в крупном произведении. К миниатюре может относиться произведение, охватывающее образы и идеи в таком же объеме, как и крупное произведение. Миниатюра не ограничена моментом, выхваченным из жизни, лишенным смысла. Кроме таких характерных качеств, как небольшой размер, миниатюре свойственна тщательная отделка. При этом сохраняется абсолютная аналогия с миниатюрой в живописи, требующей остроты восприятия и уверенных навыков исполнения.
Мастер Сите-де-Дам. Кристина Пизанская. Пергамент. Начало 15 в.
|
Диана, отдыхающая после охоты. Йозеф Вернер. Гуашь. 1663 г.
|
Христос с апостолами. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г. |