Поиск  |  Карта сайта       Главная > О творчестве > С. Воложин. Врубель или История повторяется > С. Воложин. Врубель или История повторяется


 

С. Воложин. Врубель или История повторяется


 

Признак гениальности. Часть 2

1-2

Наверно, молясь на натуру (хоть и принципиально её искажая), Врубель хотел сказать, что спасение – России, по крайней мере, – в традиционализме, а не в модернизме. «Демон лишен почвы, сказочные персонажи укоренены и растворены в ней, Демон терзается мучительными вопросами, сказочные персонажи не задаются ими, Демон жаждет жизнетворчества, сказочные персонажи живут традиционным укладом». Спасение России в опоре на народ при всём наличном крахе народничества в глухую пору реакции 80-х годов. Искажение натуры было как бы признанием того, что «в лоб» хождение интеллигенции в народ с просветительскими целями не го-дит-ся, ибо это просвещение не соответствует народной сущности.

Вот мои сослуживцы меня предали, переголосовав. Так российскому народу и свойственно уповать на доброго барина, начальника, а не на себя. Я-то предлагал западную ценность – гражданское общество. То есть объединение граждан в шкурных, индивидуальных интересах, коллектив индивидуалистов. Хочется поменьше работать и побольше получать. Ну вот так хочется. А раз хочется, надо своему хотению потакать. На то, мол, и демократия. Должно быть право и на ошибку. Группа захотела ошибиться – дайте, власть, ей это сделать. Весь тред-юнионизм так устроен. Забастовки. Не за ошибку только они, а за свою шкурность. В нашем же случае – за свой выбрык. Но в сельской-то общине не так. Там – делай, как всегда, делай, как все, не надо новшеств. А интерес общий олицетворяет избранный начальник (профорг отдела в нашем случае). Вот подурили и подчинились. Это – по российски. По-моему же было – по-интеллигентски, в западном духе, в духе прогресса по большому счёту. Ибо шкурность гонит вперёд и вперёд. Больше и больше хапать. Мало, что в нашем случае получилось бы меньше, ибо вся группа меньше бы работала. Повторяю, то было требование права на ошибку. Принципиальное удовлетворение прав группы привело бы к отказу ею самою от своей ошибки и возврат на стезю зарабатывания в общем больше, на стезю материального прогресса, антитрадиционалистскую по большому, опять же, счёту.

То есть интеллигенция оказалась против народа. То же, собственно, произошло с интеллигенцией и народом при реставрации капитализма в России. Не нужен прогресс и капитализм традиционалистскому народу. Во времена Врубеля, по Врубелю, не нужен был опирающийся на прогресс социализм и хождение в народ ради социализма против разворачивавшегося капитализма. Демон – это и есть антинародная, по сути, интеллигенция, оскорблённая традиционалистским народом в её лучших к нему модернистских чувствах.

Традиционалистскому народу по сердцу больше и простота, чем изысканность. Поэтому Врубель своим искажением ириса и нарушил впечатление от его изысканности. Расплавил, как выразился Алленов. Где-то то же, собственно, и с орхидеей: за нравственность, грубо говоря, ибо символ сексуальности – не для традиционалистского народа. Отрицание ради утверждения.

А вот и утверждение. Очень, как и полагается символизму, не «в лоб» заявленное.

Сирень. 1900

Царевна-лебедь. 1900

Органическое слияние человека с его почвой, с землёй, с морем, с продуктом земли – кустами, с продуктами моря – волнами, морской пеной. Художник свой негативизм к Демону чем выразил (при всём сочувствии к нему, что сквозит в телодвижении мучительного раздумья о причине поражения, в буквальной черноте лица от чёрной думы, в сострадании лишнему, получается, человеку, такому могучему и… бесполезному)? Авторский негативизм уже в самом выборе пропорций ширины и высоты картины, вытянутости её по горизонтали, которая – вытянутость – прямо ж пригнетает героя, аж голову ему срезает. За что? За то, что вознёсся. Что горы ему стульями для сидения служат. За то от автора и цветы ему – каменные, а не живые. А как, в пику этому, художник отнёсся к органичной гармонии человека и природы? – Автор смотрит на это благосклонно, сверху вниз. И человек, дитя природы, при такой точке зрения видится в лоне природы. Сирень – не очень высокие кусты. Но никто до Врубеля не изображал их сверху. А дельфинии Дельфинии цветы хоть и довольно высокие, но не сравниться им, как это у Врубеля, ростом с кустом сирени. От, может, такой неожиданности цветы – в пику окаменевшим в «Демоне сидящем» – какие-то мистически живые. Может, оттого, что они светятся, как облака по краям при взгляде на них против солнца. То есть вы как бы на небо смотрите. Возноситесь взглядом, как девушка – к вам, возвышенному автору-ценителю. А в «Царевне-лебеди» - лебедь-то – птица… Само небо ею как бы спустилось к вам, зрителю, по воле как бы согласно кивающего головою художника. Гармония неба и пены… И тот же доверчивый взгляд огромных глаз… Достигнутая благодать…

Через сто лет то, чем столь невнятно пугал и к чему, наоборот, звал Врубель, прояснилось и предстало – если в хозяйственном плане – очень прозаичным и скучным. Угрозой смерти человечества от перепроизводства и перепотребления, в общем, от прогресса, из-за глобального экологического кризиса, а спасение – отказом от материального прогресса, переходом к застою и потреблению по разумным потребностям, то есть к традиционализму.

Этот взгляд из будущего странно объясняет, что не зря Врубель зарекомендовал себя «как мыслитель с огромным профетическим даром». Не зря. Тогда наступал ХХ век, век прогресса, как его вскоре назвали. А всё ж чревато противоположностью. Вот чуткие души, тогда это были символисты, а Врубель из них, может, самый чуткий, провидчески почуяли трагизм индивидуалистского будущего и коллективистское спасение в будущем же. Нам остаётся с ними согласиться и подумать о своём собственно идеале.

24 ноября 2011 г.

1-2


Врубель М.А. Кампанулы. 1904. Бумага, акварель. 43х35,5. ГТГ

Врубель М.А. Портрет поэта В.Я. Брюсова. 1906. Бумага, прессованный уголь, сангина, мел. 102,2х69,5. ГТГ

Врубель М.А. Катанья. Сицилия. 1894. Дерево, масло. 9,2х21,6. ГТГ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.