Шестикрылый Серафим


 

Из "Пророка"

Шестикрылый Серафим

Чтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника. Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. Он касается его глаз и ушей, и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость.

В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Грозный Серафим встаёт перед художником в огненных отблесках, в сверкании золота, серебра, самоцветов. Каждый мазок на холсте излучает сияние. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами».


Предыдущая глава

Оглавление


Врубель М.А. Портрет мальчика. 1903-1904. Бумага на картоне, графитный карандаш. 35,3х21,3. ГРМ

Врубель М.А. Крестьянин-лирник. Этюд костюмного класса. 1881. Бумага, коричневая тушь, перо. 21,4х13,3. ГРМ

Врубель М.А. Портрет юноши. 1884. Бумага, угольный карандаш. 17,2х12,2. ГРМ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.