Шестикрылый Серафим


 

Из "Пророка"

Шестикрылый Серафим

Чтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника. Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. Он касается его глаз и ушей, и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость.

В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Грозный Серафим встаёт перед художником в огненных отблесках, в сверкании золота, серебра, самоцветов. Каждый мазок на холсте излучает сияние. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами».


Предыдущая глава

Оглавление


Врубель М.А. Орнамент. 1895-1896. Бумага, акварель черная, графитный карандаш. 12,3х12,3. ГРМ

Врубель М.А. Сальери (Сцена I). Конец 1883- начало 1884. Бумага, угольн. кар. 28,3х25,8. Илл. к трагедии Пушкина Моцарт и Сальери. ГРМ.

Н.И. Забела в роли Ольги в опере Н.А. Римского-Корсакова Псковитянка





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.