Из «Сказки о царе Салтане»
Когда композитор Римский-Корсаков сочинил оперу на сюжет пушкинской «Сказки о царе Салтане», Врубель создал для спектакля декорации, придумал костюмы. Партию Царевны-Лебедь исполняла его жена. Надежда Ивановна.
Но картина «Царевна-Лебедь», за которую вскоре взялся художник, — не портрет жены в этой оперной роли. Его Царевна не похожа и на героиню пушкинской сказки, сильную, уверенную в речах и поступках. Изящная, хрупкая, невесомая, она — как сказочное видение. Её воздушное оперение, тронутое золотистым и розовым светом вечера и синеватыми тенями морского простора, будто соткано из подвижных облаков и пенистой волны. Лебедь белая задержала на мгновение своё плавное движение, чтобы преобразиться в девушку необыкновенной красоты. Она обратила к зрителю печальное лицо с огромными и, как всегда у Врубеля, скрывающими некую тайну глазами — манит, зовёт за собой куда-то. Вдали, на скалистом острове, чернеет сказочный замок, его узкие бойницы помечены полосками густого мрачноватого золота — огонь ли горит, или падают на стёкла последние отблески заката, прикоснувшиеся и к тёмным вершинам дальних деревьев... В картине живёт непостижимое, манящее и тревожное, чудо красоты, мечты, сказки.
 Врубель М.А. Автопортрет. конец 1904-начало 1905. Бумага, уголь, сангина, мел. 40х32,5. ГРМ |  Михаил Врубель. Автопортрет. Бумага, акварель. 1883. 13,3х10,1. ГРМ |  Врубель М.А. Автопортрет. 1905. Бумага, акварель, уголь, гуашь. 58,2х53. ГРМ |