Тайная фигура
Тёмное, восточное лицо гадалки непроницаемо, но зритель мгновенно ощущает в нём какую-то особенную значимость. Эта женщина знает нечто, пока недоступное другим. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для прочих ещё не наступило. И то, что ей открылось, погрузило гадалку в глубокую задумчивость. Туз пик, брошенный навстречу зрителю, предсказывает недоброе. И ещё одна, последняя, карта — голубоватый, отдающий холодом кусочек картона — замерла в руке женщины: гадалка будто не решается показать её.
Фигура на фоне ковра чем-то напоминает исполненный Врубелем ранее портрет девочки. Но как различны эти картины! Вместо нежного, трогательного лица девочки, даже не понимающей своей печали, — вековая пронзительная мудрость в серьёзных чертах сидящей с картами женщины. Вместо словно пришедших из волшебной сказки сокровищ: драгоценных камней, жемчуга, сияющих тканей, красочного рисунка ковра — розовая шаль, окутавшая плечи гадалки. Узор, нанесённый сильными ударами кисти по выцветшему ковру, — точно знаки, которыми пишет сама Судьба.
Портрет Саввы Мамонтова (1897 г.) | Царевна-Лебедь (Холст, масло. 1900 г.) | Врубель М.А. Александровская слобода. 1899. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста" |