Аудиобиография
Жизнь художника (интерактивная)
Хроника жизни и творчества
Карта памятных мест
Биография
Фотографии

Поиск  |  Карта сайта       Главная > Биография > Биография


 

Биография


 

Коротко о главном

Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске, в семье офицера.

Предки его отца были выходцами из прусской Польши. По службе его отец должен был часто переезжать — Омск, Астрахань, Петербург, Одесса. В этих учебных заведениях он проявлял разнообразные склонности к наукам: в Петербурге он увлекается естествоведением (причем, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов), а в Одессе — историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и средневековья.

После этого Врубель переезжает в Саратов и снова в Петербург.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда ему было семь, отец женился вторично. Мачеха Елизавета Христиановна (урожденная Вессель) - серьезная пианистка с хорошей школой, и маленький Врубель был ее внимательным слушателем. Внутрисемейные отношения, насколько можно судить по сохранившимся свидетельствам, были вполне благополучны; интонация врубелевских писем, когда дело касается семейственных и родственных отношений, в своей почтительности лишена какого бы то ни было притворства, равно как и неискренних преувеличений. Но теплые дружественные отношения Врубель сохранил впоследствии лишь со старшей сестрой Нютой: она была воистину добрым гением художника. Именно из  переписки с ней, а также из ее воспоминаний мы узнаем о ранних проявлениях артистической натуры будущего художника, о тех моментах житейской биографии, которые существенны для понимания его творческого становления и облика. Вообще, по воспоминаниям сестры, "элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией".

Отец Врубеля - строевой офицер, участвовавший в Крымской кампании, впоследствии избрал стезю военного юриста. Он желал для своего сына надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому, окончив в 1874 году Одесскую классическую гимназию с золотой медалью маленький Миша Врубель попадает на юридический факультет Петербургского Университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы остаются за университетскими стенами. Он всерьёз увлекается философией Канта, влюбляется в оперных актрис, спорит об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисует. 

В первые годы университетской учебы ему довелось быть гувернером и домашним учителем в семействе, с которым летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию. По окончании института Михаил Александрович отбыл воинскую повинность и отправился работать в главном военно-судном управлении. Однако, призвание напоминало о себе и в 1880 году Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне». С 1882 года стал посещать вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина СероваРепина и Сурикова, и Виктора Васнецова.

С 1884 по 1889 г. Врубель по приглашению профессора А. В. Прахова работал в Киеве, преимущественно создавая изображения на религиозные темы. К этому периоду относятся иконы и стенные росписи для Кирилловской церкви, эскизы неосуществленной росписи для Владимирского собора — их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности». Здесь же художник пишет знаменитый портрет «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).

От университетских лет сохранились его иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них — знаменитая сцена свидания Карениной с сыном — изящная и красивая, но в которой Анна получилась больше похожей на роковую и демоническую женщину, чем на простую и милую Анну Льва Толстого. Но такой увидел её Врубель. С поступлением в Академию художеств после окончания университета и коротенькой ничем не примечательной службы Врубель резко меняется до неузнаваемости. Из рассеянного и легкомысленного студента он превращается в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Наравне с Серовым, он один из самых преданных и один из самых отличаемых учеников известного профессора Чистякова, который надолго становится его кумиром. Именно от него он унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике.

Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). Любовь и смерть — любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).

В 1901 г у художника появились признаки душевного расстройства, у него ухудшилось зрение. Известие о душевной болезни Врубеля многие его друзья и коллеги воспринимают без удивления, даже с облегчением.

Врубель скончался 1 (14) апреля 1910 г в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.

1955 — в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И. Н. Введенского и Ф. А. Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля.

Работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.


Демон поверженный (Холст, масло. 1902 г.)

Врубель М.А. Натурщик в белой драпировке. 1885. Этюд для иконы Святой Кирилл Александрийский. Картон, акварель, лак. 24х19,6. ГРМ

Врубель М.А. Кровать. 1905. Бумага, карандаш. 23х33. ГРМ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.