Врубель в письмах
Письма М.А. Врубелю
Письма М.А. Врубеля
Письма родственников

Поиск  |  Карта сайта       Главная > Переписка > Письма М.А. Врубеля


 

Письма М.А. Врубеля


 

М. А. ВРУБЕЛЬ — Н. А. РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ 1898 год Начало ноября

Многоуважаемый Николай Андреевич,

Пишу в дополнение к письму жены и в защиту тезисов, которые мною найдены и недостаточно еще горячо приняты моей женой, — пишу, следовательно, как автор и более в них убежденный.

Сначала идея, а потом аргументация. Не найдете ли Вы хорошим исполнение в концерте 19-го “Пролога”?1 Начать с колыбельной песни и весь рассказ, причем несколько маленьких реплик могла бы дать Софья Николаевна.

По красоте оркестровых картин и рельефности вокальной декламации эта вещь прямо просится в исключительно строгое музыкальное, художественное исполнение. Здесь я имею в виду: во-первых, прекрасный оркестр Русск[их] симф[онических] концертов, а во-вторых (предоставляю всем, кто это услышит, сгореть от стыда за мое нахальство), — исполнение моей женой партии Веры, которой ей не дадут у Мамонтова. Она эту партию разучила совершенно и вчера мне ее спела. Тон сурового осуждения пережитому и отчаянной энергии перед стрясшимся над Верой несчастьем воспроизводится ее звуком и дикцией превосходно.

Если яркая атака звука и полное отсутствие искусственности в его постановке, выдвигая текст, являются самым необходимым элементом драматического пения, то исполнение жены могу назвать драматическим преимущественно перед двумя типами певиц: Соколовской и Цветковой. Обе они представительницы “обширности” звука на верхах (зато и получили от театральной публики, которая так любит зевать в промежутке между двумя воплями, диплом “драматических”), достигаемой первою злоупотреблением и без того огромного данного ей природой дыхания, а второю — весьма искусной и искусственной головной постановкой.

Первое делает исполнение совершенно бессловесным, а второе — мало вразумительным. Первой предоставляю поддерживать вой голодных евреев, рыкание ассирийцев и удары медюков; а второй — подогревать ферматами интерес к удивительно новому драматическому положению в объятиях у тенора итальянских и итальянизирующих дуэтов. Отчего я так горячо говорю, рискуя быть нескромным? Я бы хотел растопить лед той грустной покорности, которую почувствовал в Вас после двойного исполнения “Пролога” тогда у Мамонтова.

Но исполнение тогдашнее жены совершенно не похоже на то, что я слышал: она была не уверена в партии, которую до того разучивала тоже с грустною покорностью перед мнимыми, как я, кажется, доказал, — преимуществами кандидатур дирекции. Исполнение сцен “Пролога” может быть большой приманкой петербургской публике, нисколько не отнимая интереса от певучей и глубоко теплой арии Марфы,2 которая пошла бы во втором отделении. Я уже мечтаю когда-нибудь услышать, хоть и во фраках и на эстраде, — но зато с прекрасным оркестром, первоклассным пианистом, хором, Шаляпиным и тенором возможнее нашего дубового Иноземцева и ольхового Шкафера,3 — “Моцарта”.4

Крепко жму Вашу руку. Мой сердечный привет Надежде Николаевне, Софье Николаевне и всем Вашим

Ваш М. Врубель

__________


1 Речь идет о Прологе (рассказе Веры Шелоги) к опере “Псковитянка” Римского-Корсакова.


2Марфа — героиня оперы “Царская Невеста”.


3 Петр Осипович Иноземцев — тенор, пел в Русской частной опере.
     Василий Петрович Шкафер — певец и режиссер.


4 Шаляпин пел Сальери в спектакле, оформленном Врубелем.


Врубель М.А. Натурщик в белой драпировке. 1885. Этюд для иконы Святой Кирилл Александрийский. Картон, акварель, лак. 24х19,6. ГРМ

Врубель М.А. Кровать. 1905. Бумага, карандаш. 23х33. ГРМ

Врубель М.А. Демон поверженный. Эскиз. Бумага, акварель, гуашь, бронза. 21х31. Гос. музей изобразит. и-в имени А.С. Пушкина.


М. А. ВРУБЕЛЬ — Н. А. РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ 1898 год. Конец декабря

Впечатление рецензии, как легшее на душу после впечатлений праздничных Вашего сердечного приема и баловства Вашего кружка и Ваших, Дорогой Николай Андреевич, реагирует сейчас сильнее...

М. А. ВРУБЕЛЬ — Н. А. РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ 1899 год Апрель

Многоуважаемый, дорогой Николай Андреевич,
Весть о Вашем намерении поставить “Царск[ую] Невесту” самостоятельно наполняет меня энтузиазмом...

М. А. ВРУБЕЛЬ — Н. А. РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ 1901 год 4 сентября

Многоуважаемый Николай Андреевич,
Пишу в качестве секретаря жены, которая сейчас лежит, оправляясь от производства на свет нашего первенца, — и, чтобы поделиться с Вами нашей радостью...








Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.