Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Классицизм


(от лат. classicus - образцовый)

Танец под музыку времени (Н. Пуссен, 1636 г.) Происхождение термина "классицизма" - от слова classicus, что значит образцовый. Классицизм - это стиль европейского искусства, популярного в течении 17-19 веков, одной из характеристик которого являлось обращение к древнему искусству, как высшему образцу и ориентированность на традиции высот возрождения. Искусство классицизма проявлялось в идее гармоничного общественного строя, но во многом оно было ущербным, если сравнивать его с культурой Возрождения.

Классицизм в своей основе содержит идеи рационализма, которые были сформированы с аналогичными в философии Декарта. Что характерно для произведения искусства с точки зрения классицизма, то оно должно базироваться на строгих канонах, подтверждая стройность и логичность мироздания. Интерес, преследуемый классицизмом - только вечное, неизменное. Каждое проявление для него реально только в существенных, типологических чертах, а случайные индивидуальные признаки отбрасываются. Эстетика классицизма высоко оценивает общественно-воспитательную функцию искусства. Многие правила и каноны классицизма заимствованы из искусства античности. С подачи классицизма установлена четкая иерархия жанров, как высоких (ода,трагедия, эпопея), так и и низких (басня, сатира, комедия). Каждый жанр имеет свои неизменные признаки, неопределенность которых не допускается.

Архитектура классицизма может характеризоваться взятой от античных экземпляров системой порядка, четкостью, геометрической правильностью; портики, рельефы, колонны и статуи на фоне гладких стен - тенденция, навеянная стилем древности. Произошедшее объединение классицизма и барокко в едином торжественном стиле становится знаменитым шедевром архитектуры под названием "Дворцово-паркового ансамбля" в Версале - представительство французских королей (18 столетие).

Три грации (А. Канова)В скульптуре эпохи классицизма ощущается строгость и сдержанность, слаженность форм, спокойствие поз, когда движения не выходят за пределы формальной замкнутости. В эпоху позднего классицизма (ампир) творчество отличается пышностью, парадностью, которая выражается в архитектуре и прикладном искусстве 19 века.

Публичные памятники, ставшие столь распространенными в эпоху классицизма, позволяли скульпторам идеализировать воинскую доблесть и мудрость государственных лиц. Верность античному началу требовала от мастеров изображения моделей в обнаженном виде, что противоречило существующим нормам морали. Чтобы решить данное противоречие, знаменитости вначале изображались в виде античных богов: Марса, Венеры - обнаженными. Также вопрос мог решаться методом перехода к античным тогам, в которые были облачены современные государственные деятели (например, памятники Кутузову и Барклаю перед Казанским собором.

Что характерно для живописи, то главное значение в ней приобретает логическая последовательность в сюжете, ясность и уравновешенность композиции, точное воспроизведение объема, выверенная подчиненность света тени, используются локальные цвета. Разграничение переднего и заднего плана в пейзаже также осуществлялась при помощи цвета: передний план обязательно должен быть отображен оттенками коричневого цвета, средний - зелеными, а дальний план должен быть голубым.

Осуществил свой вклад в живопись также французский деятель академического классицизма того времени - Никола Пуссен (1594—1665 г.). Почитатели его творчества - люди из круга интеллектуальной буржуазии Парижа, увлекались философией античных стоиков. Темы Пуссена охватывают мифологию, историю, сюжеты Нового и Ветхого Заветов. Его герои наделены силой характера, благородством и высотой души. Пуссен выступил творцом классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена является живой реальностью, но на порядок улучшенной в обработке воображения живописца. Его картины с их суровостью, холодом, называют "замерзшими скульптурами". Предпосылкой для их творения стала античная пластика и мир античных персонажей. Клод Лоррен, величественные композиции которого преисполнены лиризма и мечтательности, является одним из основоположников классицизма 17 века в европейском искусстве (1600—1682 г.).

Классицизм в интерьереСпустя столетие к холодным и величественным идеалам античности обратит свой взор другой знаменитый француз, мастер живописи - Давид (1748—1825 г.), наследник крупного негоцианта. Возвращение классицизма будет называться теперь неоклассицизмом. Давид удостаивается "римской премии", как лучший выпускник Академии, после чего он путешествует по Италии, чтобы изучать памятники античности. Его пребывание в Риме способствовало выработке строгого изобразительного стиля, вследствие тщательного художественного анализа классической скульптуры. "Клятва Горациев" (1784 г.), которую он творил для Людовика XVI, являет собой строго героическую интерпретацию сюжета, заимствованного из римской истории. Картина является одним из ярких творений французского неоклассицизма, и ее интерпретация подчеркивает этическую направленность: братья Горации клянутся отцу в готовности к сражению.

Франсуа Малерб (1555—1628 г.) - основатель французской поэтики классицизма , под влиянием которого была проведена реформа французского языка и стихотворения, а также были разработаны поэтические каноны. Лидеры классицизма в драматургии - трагики Корнель, Расин (1639—1699 г.); тематика их творчества - конфликт между долгом перед обществом и внутренним миром. Высокого уровня достигли такие жанры, как басня, представителем которого является Ж. Лафонтен, комедия, в которой отличился Ж.Б. Мольер, сатира - Буало.

Развитие классицизма в России продвигается под огромным влиянием Просвещения. Идея равенства и справедливости во все времена занимала умы русских писателей-классиков. В русской классике были достаточно развиты жанры, ориентированные на оценку исторической действительности автора: комедия, сатира, басня, ода.

Эвридика (А. Канова)
Эвридика.
А. Канова.

Клятва Горациев (Ж.-Л. Давид, 1784 г.)
Клятва Горациев. Ж.-Л. Давид.
1784 г.

Любовь и Дружба (Ж.-Б. Пигаль)
Любовь и Дружба.
Ж.-Б. Пигаль.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.