Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Рождественская стихира

Иллюстрация стихиры праздника Рождества ХристоваПод словосочетанием «рождественская стихира» подразумевается одна из византийских композиций, встречающаяся в искусстве в 12-13 веках. Особенно становится популярной немного позже, когда приходит Палеологовский Ренессанс (период с 1261 по 1453 год). В этой композиции наглядно иллюстрируются слова, которые воспеваются в церковных гимнах и псалмах, которые звучат в храме на Рождество Христово, в основном, вечером (само название происходит от греческого sticheron, означающего «строки).

Считается, что слова Рождественской стихиры придумал Иоанн Дамаскин, живший в 7-8 веках нашей эры. Первая строчка ее звучит так: «Что ти принесем, Христе». Затем, когда наступила Палеологовский Ренессанс, слова, темы, идеи расширяются. Появляются композиции в виде икон, фресок, мозаик. Становится популярным сопровождать тексты знаменитых проповедей и преданий, песен и гимнов, а также богословских трудов сопровождать изображениями.

К концу 13-го столетия историки приписывают дату создания изображения, которое наиболее удачно передавало то, что пелось в Рождественской стихире. Этим изображением является фреска, размещенная в церкви Богоматери Перивлепты в городе Охрида, а именно при входе в нартекс, который ведет потом в наос. История праздника Рождества Пресвятой БогородицыПриблизительной датой считаются 1294-1295 года. Сюжет такой: в центральной части нарисована Матерь Божья, которая сидит на троне, а на руках держит Иисуса Христа. Ее окружают Ангелы, мудрецы, звезды, пастухи и прочие элементы рождественской ночи. Повсюду передается хвала Богу за рождение Сына.

С двух сторон от Марии художник изображает двух женщин. Одна олицетворяет Землю, которая дарит Младенцу пещеру, а вторая, Пустыня, преподносит ясли. На стихире написаны слова разных людей, которые их произносили. Произведение было довольно популярным, поэтому имело аналоги, созданные в Сербии, на Афоне, в Болгарии значительно позже.

Внизу картины изображаются люди. Это могут быть цари, вельможи, духовенство, простые люди, автор изображения и прочее. Авторы изображали на своих произведениях сами себя еще начиная с изготовления книг в миниатюре, которые изготавливались в виде манускриптов еще в начале Средневековья. Это был один из первых видов христианского искусства.


Праздничные стихиры Рождества Христова
Праздничные стихиры
рождества Христова.

Стихиры и каноны на праздник Рождества
Стихиры и каноны
на праздник Рождества.

Стихира на литии в праздник Рождества Христова
Стихира на литии
в праздник Рождества Христова.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.