Минаи
(Название - производное от персидского "мина", что означает "эмаль"; минаи - "эмалевый".)
Минаи - разновидность художественной керамики, произведенной из высококачественной кремнезёмистой массы, которая в Средней Азии называлась "кашина", украшенная полихромной росписью легкоплавкой эмалью. Эмаль наносится поверх бирюзовой или кремовой (реже ультрамариновой) глазури, плотной и непрозрачной. Керамика подобного типа производилась в Иране (12-13 в.); основными центрами были Рей и Кашан, Саве.
Роспись минаи характеризуется всеми чертами художественной миниатюрной живописи; ее стилистика близка к месопотамской школе миниатюры. Главные особенности этого типа керамики - яркие краски росписи, полихромная палитра с эмалями и позолотой. Происхождение названия связано с особенностью художественного эффекта: керамика ассоциируется с египетскими и сирийскими стеклянными изделиями.
Техника исполнения надглазурной росписи заключалась в нанесении прозрачной цветной эмали быстрыми мазками на поверхность посуды, которая подвергалась легкому обжигу. Изделия "минаевского" типа по размеру меньше люстровых, у них тонкие стенки при небольшой массе, а кроме всего, сосуды отличаются изысканностью. Иранские мастера в поисках секрета производства фарфора преуспели в создании глиняных изделий особой тонкости и изящества. Для изготовления минаи был необходим двойной обжиг и дорогостоящие ингредиенты. Роспись по глазури исполнялась красками, при застывании образующими стекловидную массу.
Рисунки на керамических изделиях минаи подтверждают существование традиции иллюстрирования персидских рукописей данного периода, которая была утрачена до настоящего времени. На самом деле, и минаи, и персидские иллюстрации посвящены изобразительной и поэтической тематике персидской литературы, например, эпопеи Шахнаме, роман Варкава Гулшан с их воинами, героями, фантастическими животными.
Поверхность посуды (чаш, прямостенных бокалов, блюд) украшена живыми игривыми красками, изображениями человечков, напоминающих маленьких куколок, играющих на музыкальных инструментах, катающихся на лошадях, пьющих вино или гуляющих друг с другом, различных видов зверей и птиц, а иногда изображения наносятся целыми повествованиями. В посуде "минаи" более ярко выражена живописная тенденция украшения по сравнению с люстровой росписью. Вид фона, заполняющий орнамент, здесь не имеет большого значения.
Система росписи основана на ярких вкраплениях, которые становятся более звучными, благодаря нескольким цветным рисункам фигур, помещенным на гладкой светлой глазури, как правило, розового, голубого или кремово-белого цвета. Применяя цветные пигменты на глазурованном фриттовом сосуде, гончар расширял спектр красок, дополняя его синим, зеленым, красным, фиолетовым, черным, коричневым, розовым цветами и позолотой, которые впоследствии фиксировали посредством низкотемпературного обжига.
Сочетание различных цветов дает общий, единый по тону аккорд красок - яркий, многоцветный, но не пестрый. Характерной чертой "минаи" является органичное сочетание яркой палитры колорита и четкости линий. Такого эффекта можно достичь при помощи темных контуров ("мертвого края"), очерченных вокруг красочных пятен.
В изображениях чувствуется динамика, свобода, непринужденность. Наподобие тех, что и в люстровой керамике, персонажи с закругленными контурами положены легким и быстрым движением кисти.
Посуда с росписью минаи.
|
Саве с росписью минаи.
|