Мягкий стиль
1)В 1380 – 1430 годах в искусстве Западной Европы эпохи поздней готики возникло течение, которое отличалось мягкостью стиля (в основном это касается направлений в чешском и немецком искусстве). Работы мастеров этого направления, выполненные под влиянием новых в то время эзотерических учений, поражают своим эмоциональным богатством и лирикой, в отличие общепринятых сдержанных композиций. Этот факт свидетельствует о начале отхода от иератизма, присущего искусству того периода. Если говорить о чешских представителях мягкого стиля в живописи, то следует вспомнить неизвестного мастера «Тршебоньского алтаря». Немецкие мастера, работавшие в этом направлении - Конрад из Зёста и, так называемый, Верхнерейнский мастер. В скульптуре мягкий стиль ярко выражен в небольших алтарных фигурах из дерева или камня, иногда из алебастра под названием прекрасные мадонны.
2) В широком смысле слова - синоним "интернациональной готики" европейского стиля в изобразительном искусстве, отличительные черты которого - текучие, плавные линии фигуры и складках одежд, изящные, стильные движения и чрезвычайно реалистичный насыщенный декор. Мягкий стиль имел место в Бургундии, Северной Италии, Богемии (1380 по 1430 г.).
Стиль.
Характерными чертами живописи мягкого стиля являются: сочность красок, утонченность, праздничность, элегантность, воодушевленность, возвышенность. В завершение развития стиля ему присущ некий маньеризм: выразительность форм, проницательность с напряженностью, графичность и гротеск. Соответствующий стиль архитектуры - "пламенеющая готика", отличием которой также является необыкновенная вычурность. Чаще всего используются золотистые фоны параллельно с плоскостностью и пренебрежением пространственной глубины; световоздушное пространство отсутствует; остальные характерные черты искусства средневековья сосуществуют при этом с возвышенными навыками живописи, которым присущи тщательность деталей костюма и интерьера, подобранные драпировки, исследованные образы и растения.
Распространённость.
Этот деликатный стиль взращивался при дворе почти у всех европейских правителей в период последних лет средневековья, поэтому он известен также под названием "придворной готики". В каждой европейской стране в этом стиле преобладали свои особенности, в которых сохранялись общие, узнаваемые черты. Тем не менее, культурный обмен был настолько глубоким, что иногда не представлялось возможности определить страну и регион происхождения анонимного изделия, у которого нет авторства.
Сеть династий, охвативших Европу, объединила множество дворов, преобразовав их в единое культурное пространство, где непосредственно перемещались предметы искусства - изделия и мастера, путешествующие в поисках заказов. Расширение стиля интернациональной готики на религиозную и на светскую тематику, является важным моментом в развитии европейской культуры. Количество изделий увеличивается, которые заказывают по светским причинам. Заказы поступают не только от дворянской знати, но и от разбогатевшей буржуазии.
Произведения.
К интернациональной готике относятся выдающиеся шпалеры мильфлёры, живопись сьенской школы (С. Мартини, А. Ванни, Амброджьо Лоренцетти, Пьетро). Известен мастер этого стиля в Венеции - П. Венециано, в Ломбардии - "последний рыцарь средневековья" Пизанелло. Картины для алтаря сьенской и венецианской школ отличаются темперной техникой исполнения по золотистому фону с золотыми надписями, подобно византийской иконописи по дереву, обработанном левкасом. Алтарный образ мог иметь до десяти створок. Вертикальные вытянутые панели завершались типичными стрельчатыми и треугольными вимпергами. Возможный декор рамы - позолота, орнаментальная резьба. На поверхности, выполняющей функцию фона, мог присутствовать невысокий рельеф из гипса (например, ветви, завитки, нимбы, шрифты). Эта неброская резьба в дополнение ко всему, расписывалась, и это создавало эффект роскоши. В Испании данная форма воплотилась в досках ретабло. Галерея Уффици во Флоренции содержит огромный деревянный алтарь-триптих ("Коронование Девы" Л. Монако) в позолоченной раме с табернаклями сверху. Картины итальянских мастеров "переходного стиля" Н. Ламберти, фра Анжелико, Джентиле да Фабриано отличаются мелодичной пластикой линий, конкретностью цветовых решений, ювелирной отделкой. Под воздействием стиля международной готики пребывали известные мастера итальянского кватроченто: П. Уччелло, В. Карпаччьо, С. Боттичелли.
Обручение св. Екатерины. Микелино да Безоццо. Ок. 1420 г.
|
Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано. 1423 г.
|
Муж скорбей. Мастер Франке. Ок. 1420 г.
|