Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Модерн


На французском moderne означает "современный".

Ужин (Лев Бакст, 1902 г.) Стиль в искусстве США и Европы в конце 19 - начале 20 столетия. В модерне было переосмыслено и стилизовано искусство разных эпох, а также выработаны характерные художественные приемы, которые базируются на асимметрии, декоративности и орнаментальности. Стиль модерн зарекомендовал себя отсутствием прямых линий, углов, его преимуществом являются более естественные штрихи; интересом к развитию технологий (по большей мере - в сфере архитектуры); максимальным развитием прикладного искусства. В модерне наблюдается тенденция к сочетанию художественных и практических функций произведений, вовлечению в сферу искусства всех областей деятельности человека. В других странах определением модерна служат различные термины: в США - "тиффани" (в честь Л.К. Тиффани), во Франции - "ар нуво" и "fin de siecle", что по-французски буквально означает "конец столетия", в Германии - "югендстиль" или "югендштиль", взятое от немецкого Jugendstil (по названию журнала с иллюстрациями Die Jugend), в Англии - modern style, "модерн стайл", что по-английски в буквальном смысле - "современный стиль", в Австрии - "сецессион", в Испании - "модернизмо", в Италии - "либерти", в Голландии - Nieuwe Kunst, в Швейцарии - "еловый стиль". Символизм, связанный с мoдepнoм, послужил для него эстетической и философской основой, взяв модерн в качестве основы пластического воплощения своих идей.

Идея модерна - создание прекрасного, чего так недостает окружающему миру, его цель - изменение жизни при помощи эстетических приемов, явление красоты, спасающей мир. Символизм, характерный для искусства этого периода, в зодчестве проявлялся пластическими, изогнутыми, обтекаемыми формами, в декоративном искусстве - в виде орнамента из растительных элементов, стелющихся по поверхности, в живописи - гибкостью и пластичностью линий, пятнами цвета, в совокупности образующими сложный узор. Предельная цель модерна - сочетание профессионального творчества с производством изделий бытового назначения, что повернулось реформацией в прикладном искусстве и произвело новый тип универсального художника: архитектора, декоратора, графика и живописца одновременно. В качестве примера может служить М.А. Врубель, который создает картины, скульптуру, майоликовое панно, театральные декорации и мебель. Вообще вряд ли существовал художник того времени, не создающий эскизы мебели, украшения для интерьеров, не разрабатывающий ткани, разновидности бытовой утвари.

Представители модерна утверждали единство стилеобразования всего, что находилось вокруг человека, начиная с архитектуры и заканчивая деталями костюма. Но наиболее важное значение приписывалось архитектуре, как основе искомого ими слияния искусств, в то время как произошел программный отказ от разграничения по жанрам и видам искусства. Максимальной отчетливостью модерн отличился в архитектуре частных коттеджей, в строительстве зданий промышленного, торгового или общественного характера, торговых точек и вокзалов. Особенностью модерна является отказ от ранее привычного и свойственного другим стилям декорирования интерьеров и фасадов зданий. В модерне не предусматривалось разграничение на конструктивные и декоративные элементы строения; декоративность модерна проявлялась в эстетическом представлении формы, иногда сглаживающей разницу между художественным и практическим назначением объекта искусства. Решающее значение в структуре здания отводилось построению внутреннего пространства, отображенного в ритмическом и пластическом решении внешних форм.

Архитектура московского модернаМодерну удалось объединить европейские и восточные эстетические традиции, что проявилось свободной планировкой интерьера, присущего японскому стилю жилища, а также возникновением моды на ширмы с их изящным и сложным рисунком, черный лак и перламутровые поверхности мебели и аксессуаров. В 20 столетии стиль модерн применим в строительстве, оформлении интерьеров городских особняков, элитных многоквартирных домов, частного загородного строения. Оформление окон, дверей, лестниц становится более сложным и разнообразным. Резные оконные рамы и дверные проемы витой формы, из натурального дерева, как гибкие ветви, разделяют стекла на сложные составляющие. Декорирование фасадов включает керамическую отделку узорами, железную ковку с растительными элементами декоративных решеток, перил и лестниц. Становятся популярными витражи, с абстрактным пластичным рисунком сложной цветовой палитры, не контрастных, а благородных сочетаний оттенков. Витражи используются как межкомнатные перегородки, устанавливаются в дверных проемах, присутствуют в технике исполнения абажуров.

Русский модерн отличается пластической экспрессивностью, благородством, изяществом декаденствующего серебряного века - наиболее сложного периода в России, характеризующегося изысканностью, красотой и внутренним кризисом. В этом стиле угадывается образ петербургского дома на респектабельном Каменном острове, дома русской беспечности. Это время красоты и нестабильности: деятели искусства вкладывают свое мастерство в красоту звуков, красок и линий, забывая об их смысле. Прекрасный город стоит в преддверии неотвратимых событий, и в его застывшей красоте теплится надежда на спасение. Так характеризуется время модерна в России. В Москве в стиле модерн архитектор Шехтель возводит дом Рябушинского (1902 г.). Дом до настоящего времени поражает красотой и гармоничностью внешней отделки.

В других странах модерн имеет свои особенности: в Германии и Австрии ему свойственны строгие геометрические линии, в США на первый план выходит задача слияния архитектуры с естественной природной средой.

Ваза (О. Делаэрш, керамика)
Ваза. О. Дэлаэрш.
Керамика. Франция.

Универсальный магазин Тиц в Дюссельдорфе
Универсальный магазин «Тиц»
в Дюссельдорфе.
Й.М. Ольбрих. 1908 г.

Портрет М. Кузмина (К. Сомов)
Портрет
М. Кузмина.
К. Сомов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.