Декор
(от латинского decoro — украшаю)
Cовокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Выступая в единстве с их объёмно-пространственной композицией, декор, как простой (например, одноцветная покраска, однородная фактурная обработка поверхности), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись, различные по фактуре и текстуре материалы), становится его элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует его, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор — одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов. Может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Искусство украшения жилища появилось практически одновременно с развитием культуры древних людей и даже имело своеобразные черты, характерные для населения отдельных больших областей. Первая такая большая область охватывала Западную и Восточную Европу, в том числе Русскую равнину, замечательную своими древнейшими поселениями под открытым небом. Вторая область охватывала юг Европы, Африку, Западную и Среднюю Азию, Кавказ часть Индии. Третья область занимала Экваториальную и Южную Африку, четвертая - Восточную Азию, Сибирь и Северный Китай, а пятая область была расположена в Юго-Восточной Азии.
Современному человеку достаточно трудно представить себе "уютный интерьер", жилища возможно, его непосредственного предка. Итак, адрес: деревня Костенки, на Дону, близ Воронежа. Кстати, свое название деревня получила во времена Петра I, заинтересовавшегося обилием ископаемых костей крупных животных. Внутреннее убранство жилища наших далеких предков тоже в основном состояло из костей. Жилая площадь в древности была несколько непривычной для современного человека - 600 кв. м., это жилище обогревалось 9 очагами. Здесь имелась и мебель - врытые вертикально в землю крупные трубчатые кости мамонта, очевидно, первый в истории человека стол и даже верстак.
Кости эти были покрыты зарубками и насечками. Трудно себе представить, что вот с таких костей начинается история мебельного декора. Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями - землянками, расположенными по ее контуру в виде кольца (прообраз коммунальной квартиры). Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. В этом жилище была даже кладовка - глубокая землянка в дальнем конце площадки без костровища. Любопытный бытовой штрих: в полу делали специальные ямки, служившие хранилищем для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Найдены были и кусочки красящего минерального вещества, очевидно охры, хотя сама "живопись" в землянках не сохранилась.
В Швейцарии жилище того же времени имело ряд архитектурных особенностей: стенами в них служили черепа и лопатки мамонта, а его бивни - конструктивной основой низкой крыши. Швейцарские древнейшие "архитекторы" были оригинальны - крыша в их "домах" имела куполообразную форму. Франция - родоначальница моды и в то время уже отличалась своеобразием "оформления" жилья: в пещере Ля-Мадлен было обнаружено изображение мамонта на костяной пластине. Эта живописная миниатюра служила украшением жилища вместе со статуэтками женщин, имевших странные прически то высокие и пышные, то собранные концентрическими кругами, а иногда расположенные зигзагообразными вертикальными рядами (мода повторяется из такой пыльной глубины веков и уже с тех пор самые модные женщины - француженки).
Искусство ледникового времени - это прежде всего настенные росписи, своеобразная живопись в интерьере, правда отличающаяся простотой формы. Человек каменного века сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в темных пещерах, тускло освещенных еле горящими фитилями или огнем дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки того времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведенные красными или желтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской. А теперь представьте, насколько декоративно смотрелись бы такие "картины" в современном интерьере и, вероятно, назывались бы авангардной живописью. Итак, в "интерьере" древнего жилища имелись все основные элементы, составляющие его и поныне: мебель, покрытие стен и пола, скульптура, живопись. Не хватает только посуды, но уже "скоро", в бронзовом веке будет изобретена формовка и обжиг глиняной посуды.
А в это время на юге в Северной Африке образ жизни существенно отличался от жизни населения приледниковых областей. Южане вели подвижный образ жизни. У них не было, как на Севере, постоянных или долговременных жилищ, укрытием от плохой погоды и зноя служили легкие шалаши, а также пещеры, навесы и гроты. Художественной обработки кости, как на Сервере здесь не было, как не было мамонта и северного оленя, а также длительных зим с большим количеством свободного времени. Зато специфическими украшениями жилищ под открытым небом здесь служили фрагменты скорлупы яиц страуса, украшенные рисунками из тончайших резных линий, в основном орнаментов или изображений животных. Не ограничиваясь тонкой декоративной резьбой и украшениями из скорлупы яиц страуса, жители Северной Африки с такой же тщательностью рисовали на гладкой поверхности скал или отдельных каменных глыбах, входящих в "интерьер" их жилищ замысловатые узоры и рисунки в своей ныне пустынной стране. Таким образом закладывалось будущее разнообразие декорирования внутреннего убранства жилья, носящее ныне название этнического стиля.
Внутренний декор немецкой церкви.
|
Керамическая плитка для декора.
|
Средневековый декор.
|