Неоклассицизм
Неоклассицизм – термин, применяемый в искусствоведении, применяемый для определения художественных явлений последней трети XIX века и первой трети прошлого столетия.
В сфере изобразительного искусства под понятием «неоклассицизм» подразумевается более обширный круг явлений, нежели в архитектуре. В творчестве художников-неоклассицистов особенно остро выражалось желание противопоставить гармонию классических художественных образов трагическому дисбалансу современной жизни, стилистическому и идейному брожению в искусстве.
Первые робкие предпосылки неоклассицизма прослеживаются в творчестве прерафаэлитов (середина XIX века). Несколько позднее более явственные признаки такого явления как неоклассицизм стали выражаться в творчестве неоидеалистов (данное течение сформировалось в 1870-х годах в Германии).
Неоидеалисты (Хильдебранд, Ханс Маре, Хильдебранд) следуя извечным идеалам красоты, стремились возродить в искусстве пластичную четкость и монументальность, которые были характерны творениям мастеров эпохи Возрождения. В эстетике данное стремление красноречиво выразилось в трудах Фидлера, который считал основной задачей искусства преодоление «хаоса» повседневности посредством формотворчества, под которым подразумевалось особая форма видения художника.
В начале XX века популярность неоклассицизма обуславливалась тем, что он явился своеобразной реакцией на набиравшее обороты течение импрессионизма. На тот период времени неоклассицизм воссоединил принципы следования античному искусству и позднеакадемические тенденции с некоторыми чертами классицизма и стилистикой модерна.
Понятие «неоклассицизм» применимо для творчества следующих художников и скульпторов: К. Миллес, И. Мештрович, В.А. Серов, Ф. Ходлер, К. Нильсен, А. Е. Яковлев, Э. А. Бурдель, Ф. Мессина, Г. Вигеланн, Пюви де Шаванн, С. Т. Коненков, Л. С. Бакст, С. Д. Меркуров и т.д.
В российской архитектуре начала XX века неоклассицизм получил ретроспективную окраску, ввиду преобладания стремления к утверждению основных принципов архитектурной классики (И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, В.А. Щуко и др.). Следует также отметить, что к стилизации мотивов классики довольно часто в своем творчестве для реализации художественных идей обращались представители российского «модерна» (Ф. Лидваль, Ф. Шехтель и др.).
Мария Луиза Парма. Менгс Антон Рафаэль. 1765 г.
|
Наполеон на Святом Бернарде. Жак Луи Давид. 1800 г.
|
Царица ангелов. Вильям Бугро. 1900 г.
|