Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Стасов Владимир Васильевич


(2 января 1824 г., Санкт-Петербург — 10 октября 1906 г., Санкт-Петербург)

В.В. Стасов (И.Е. Репин, 1873 г.) Музыкальный и художественный критик, историк искусства, этнограф и публицист. Родился в Петербурге 2 января 1824 г. в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769—1848 г.). Окончил в 1843 г. Училище правоведения, обучался игре на фортепиано у известного педагога А.Л. Гензельта. Служил в Сенате, в министерстве юстиции.

В 1847 г., когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика. В этом же году Стасов был приглашен издателем «Отечественных записок» Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. С тех пор Стасов начал писать еще и небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20 статей.

В 1848 году, за связь с петрашевцами, Стасов был отстранен от работы в журнале, арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1851 году В.В. Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А.Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии — Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского. В мае 1854 года В.В. Стасов вернулся в Петербург. По возвращении в Россию сблизился сначала с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым, а потом с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым.

При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым. Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей — в частности, Стасовым подсказаны сюжеты "Хованщины" Мусоргского, "Князя" Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) "Садко" Римского-Корсакова и т.д.; он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). После кончины Мусоргского и Бородина Стасов первым опубликовал их развернутые, основанные на документах биографии.

Памятник В.В. СтасовуС 1856 г. работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 г. до конца жизни заведовал ее художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

Во второй половине 1870-х годов Стасов начал выступать в печати со статьями о литературе, живописи и музыке. Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849 г.); впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного; он автор первой документированной биографии Глинки (1857 г.).

Позже, в 1880-х годах сблизился с Беляевским кружком и стал убежденным пропагандистом творчества А.К. Глазунова и А.К. Лядова; в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды — А.Н. Скрябина. В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И.С. Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман. В 1900 г. одновременно со своим другом Л.Н. Толстым избран почётным членом Российской Академии Наук.

Стасов активно поддерживал движение Передвижников и выступал против безальтернативного господства академического искусства. Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н.Н. Ге, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, К.П. Брюллов и другие), а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А.Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М.И. Глинки; Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора.

М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила (И.Е. Репин)Особый пласт деятельности Стасова составляют его исторические и археологические исследования — в том числе работы о народном орнаменте, о происхождении былин, а также о древнерусском пении; по всем этим темам им были собраны обширные материалы, которые он нередко передавал для использования другим ученым.

82-летний В.В. Стасов умер в Петербурге 10 октября 1906 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). В 1908 году на его могиле (в конце Южной дорожки) соорудили монументальное надгробие, являющееся памятником федерального значения. На надгробии надпись — "Поборнику русского искусства".

Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов, и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения); довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. В горячо любимом им творчестве петербургской школы Стасов полностью принимал все сделанное Мусоргским и Бородиным, но, например, не сразу оценил эволюцию искусства Римского-Корсакова.

Портрет композитора М. Мусоргского (И.Е. Репин)
Портрет композитора
М. Мусоргского.
И.Е. Репин. 1881 г.

Портрет В.В. Стасова (И.Е. Репин, 1883 г.)
Портрет В.В. Стасова.
И.Е. Репин. 1883 г.

Портрет Н. Римского-Корсакова (И.Е. Репин)
Портрет
Н. Римского-Корсакова.
И.Е. Репин. 1893 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.