Маньеризм
Производное от maniera (итальянский) - "манера".
Литературно-художественный стиль западноевропейских народов периода 16 - трети 22 века, в котором отразился кризис гуманистической культуры Возрождения. Для данного периода характерна утрата гармонии возрождения физического и духовного. Главным эстетическим показателем маньеризма становится не натурализм, а некая внутренняя идея персонажа в представлении художника. В этой форме искусства мир воспринимается, как сочетание реального и мистического; в ее представлении противоречие между духовным и материальным - относительно, а наука соседствует с оккультизмом.
Как утверждают некоторые исследователи, в большей степени, литературоведы, маньеризм не является самостоятельным стилем, и принадлежит к ранней стадии барокко. Маньеризм может восприниматься в широком толковании этого понятия, как формотворческого начала в искусстве на различных этапах культурного развития, начиная с древности и до настоящего времени.
Сообразуясь с мастерами Высокого Возрождения, сторонники маньеризма (итальянские художники А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини) усиливали нестабильность, трагическую неустойчивость, власть иррационального влияния, субъективность искусства. Искусство маньеристов характеризуется сложностью и напряженностью образов, манерной изощренностью внешнего вида, а зачастую и жесткостью художественного решения (портреты, рисунки).
Маньеризм в изобразительном искусстве.
Художественное решение работ в стиле маньеризма характеризуется повышенным спиритуализмом, который может сочетаться с эротизмом или наоборот, противопоставляться ему; взвинченность и изломанность линий ( в том числе, волнообразность), удлиненность, напряженность и деформированность объектов, нестандартное освещение, перспектива, резкая гамма оттенков, общая перегруженность произведения и другие необычные эффекты.
Маньеризм в архитектуре проявляется как дисбаланс в соотношении средств ренессансной выразительности; архитектонически не обоснованных структурных решений и элементов гротеска, внушающих беспокойство зрителю. Первым маньеристом в сфере скульптуры считается Джамболонья. Другим известным мастером скульптуры маньеризма является Бенвенуто Челлини.
Главная черта маньеризма - это его нестандартность, выражающаяся в протесте классическому направлению культуры. В прошлом маньеризм представлял собой нечто наподобие поп-арта. Общество не стоит на месте, на смену принятым моральным устоям приходят новые, человек протестует. Культура маньеризма в целом - это единый эстетический протест.
Маньеризм в литературе.
Маньеризмом в литературе считается произведение, написанное в "заумной" форме, при которой используются сложные конструкции предложений, вычурные словосочетания, чрезмерно изысканный и напыщенный слог. Наиболее яркий пример - роман "Эвфуес" (1580) Джон Лили. Именно этот автор создал понятие "эвфуизм", что значит, "слишком вычурный стиль" - нереальные образы, искусственные выражения. К маньеризму можно полностью или частично причислить произведения Донн, Марло, Шекспира, Сервантеса, Кальдерона, Малерба, Спонда, Монтеня. Смешанные жанры литературы также имеют отношение к маньеризму (например, трагикомедия, ироикомическая поэма). Проза, поэзия и живопись имеют общее с эзотерической традицией (Ф. Бероальд де Вервиль).
Маньеризм в музыке.
Представитель маньеризма в музыке - итальянский композитор Карло Джезуальдо да Веноза. В его поздних мадригалах, отличающихся мелодраматической аффектацией, отражена переменчивость настроений, усиленный акцент на детали, необычная цветовая гармония, контрастность фактуры и мензуры. Понятие маньеризма в музыке подразделяется на маньеризм конца 14 века и начала 15 века, который отличает экстравагантность (пьесы, воспроизводящие измененное состояние сознания), вычурность нотации (к примеру, партитура с разноцветными нотными линиями, необычной формы), сложность ритма, не поддающаяся пониманию.
Влияние маньеризма.
В связи с внутренней противоречивостью стиля влияние маньеризма принимает различные направления. С одной стороны, маньеризм является первоисточником рафинированной прециозной культуры и опережающим стиль рококо, с другой - полностью раскрывающий эротизм; спиритуальнная суть маньеризма была подкреплена и развита в пределах сакрального барокко. В некотором смысле существуют определенные переклички между искусством маньеризма и явлением постмодернистской культуры. Здесь имеет место и программная вторичность, подчеркнутая зависимость от "культурного потенциала" предшествующих веков.
Афина, Венера и Юнона. Ханс фон Аахен, 1593 г.
|
Вакх, Церера и Купидон. Ханс фон Аахен.
|
Неверие Святого Фомы. Ф. Сальвиати. Париж, Лувр. Ок. 1543—1547 г.
|