Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Germenevtica musicus (Художественная герменевтика)

Герменевтика Библейская ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneuo – истолковываю, разъясняю) – раздел искусствознания, изучающий связь между смыслом и значением, содержанием и художественной формой, а также отношения таких форм друг с другом.

Истории искусств известно явление омонимии (греч. homonymia – «одноимённость», «одинаково звучащий», от homos — «одинаковый», onyma — «имя»). С течением времени мировосприятие человечества меняется, и одно и то же изображение в разные эпохи расценивается по-разному. Отсюда ошибочные интерпретации, вольные трактовки, неаргументированные стилизации.

Лингвистические термины нередко используются художественной герменевтикой. Помимо «омонимии» в герменевтических работах встречаются понятия языка, лексики, «речевого зрения». Восприятие и осмысление семантики как изобразительных, так и словесных образов всегда было в какой-то мере затруднено.

Семантически структурирован текст самой известной в мире книги – Библии. Её язык изучается на трёх уровнях: внешнем (буквальном, телесном), аллегорическом (мифологическом, душевном) и высшем (пневматическом (греч. рneumа — «Дух»), духовном, мистическом. Эти уровни последовательно связаны между собой.

Древними проблема семантики решалась через канон. Но по мере того, как художественное творчество отделялось от религиозного, прагматического и научного, по мере развития художественно-выразительных средств, - канон, будучи искусственным, внехудожественным правилом, превращался в препятствие для самовыражения художника. И в этой ситуации художник принимал решение вступить в борьбу за свою свободу. Начало этого процесса не обошлось без трагических коллизий, к каковым можно отнести, например, иконоборческие восстания в Византии.

Герменевтика пушкинских сказокВ связи с названными событиями заслуживают внимания точка зрения П.А. Флоренского. Он считал, что иконоборцы не отрицали религиозную живопись как таковую, но видели в иконах лишь субъективно-ассоциативную значимость, говорили об отсутствии в них связи с действительными первообразами.

В этом случае все действия по иконопочитанию – лобызание, молитва, каждение, возжигание лампад и свеч – могли расцениваться лишь как греховное идолопоклонство, т.к. относились к «изображениям», находящимся вне самих первообразов.

Пользуясь семантической терминологией, следует заметить, что знаки-изображения делятся на иконические - схожие по внешним признакам с исходным объектом - и конвенциональные (лат. conventio — «договор, соглашение»), внешняя форма которых, или план выражения, не соответствует плану содержания. Все изображения, имеющие духовный, возвышенный смысл (в т.ч. иконы, фрески и т.д.) принадлежат к группе конвенциональных знаков.

Картинка «первообраза», которая появляется в сознании после презентации такого знака, называется символом. Идея «первообраза» и её представление в сознании имеют глубокую внутреннюю связь, они едины, - но не тождественны. Другими словами, изображение внешне напоминает изображаемый предмет, тем не менее его содержание не равно назначению данного предмета. Флоренский подчёркивает, что два мира – видимый и невидимый – соприкасаются, но при этом разница между ними всегда остаётся огромной.

Свою мысль философ иллюстрирует лингвистической парой значений: «лицо» - «лик». Лицо видимо для человеческого глаза, лик же выражает духовную сущность. А есть и третье значение – «личина», под которой понимается искажённое представление о лице, маска.


Герменевтика звучания
Герменевтика звучания.

Е. С. Громов - Искусство и герменевтик
Е. С. Громов
Искусство и герменевтик.

Герменевтика подозрительности
Герменевтика подозрительности.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.