Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Трансавангард


(от лат. trans — сквозь, через и франц. avant-garde — авангард)

Математика (М. Паладино) Направление в европейской живописи, итальянский вариант нео-экспрессионизма, чье эстетическое кредо заключается в противопоставлении неоавангарду, в частности концептуализму, новой живописности, фигуративности, экспрессивности, ярко выраженного личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободное сочетание художественных стилей прошлого. Другой отразившийся в названии течения мотив — противостояние кризису «переходного общества» посредством выработки транзитной кочевой художественной ментальности, носящей интернациональный характер.

Этот термин был впервые использован в текстах известного итальянского художественного критика Бонито Олива. В 1982 г. в работе «Интернациональный трансавангард», написанной в соавторстве с ведущими европейскими и американскими художественными критиками, Бонито Олива объединяет под этим названием немецкий неоэкспрессионизм, аргентинскую новую образность, французскую свободную фигуративность. В том же году в Берлине проходит выставка, представляющая в качестве трансавангардистов ряд художников, объединенных стремлением к «реактивации» художественных стилей прошлого и, в частности, региональных, национальных художественных традиций, включая первобытные.

Запущенное в искусствоведческий оборот в 1980-х годах понятие «трансавангард» довольно быстро обогатилось новыми смыслами и приобрело расширительное толкование, став синонимом «постмодернизма». Нередко этими категориями описываются все произведения актуального искусства, в которых присутствует элемент игры с художественной традицией. Этого расширительного толкования термина придерживался и сам его создатель. В 1993 году в предисловии к каталогу выставки «Американское искусство ХХ столетия», состоявшейся в лондонской Королевской Академии, Бонито Олива противопоставляет «страстный трансавангард» Джулиана Шнабеля «прохладности трансавангарда» скандально известного Джефа Кунса.

Бесконечная поэзия (Никола де Мариа) Однако в первоначальном значении понятие «трансавангард» использовалось для описания деятельности группы молодых итальянских художников, работавших в неоэкспрессионистической манере. Франческо Клементе, Сандро Киа, Энцо Кукки, Никола де Мариа, Миммо Паладино вновь вернулись к традиционному пониманию живописи, воскресив уже, казалось, отошедшую в прошлое технику станковой масляной живописи. Современников шокировала подчеркнутая фигуративность, живописная телесность их произведений. Эффектность колористики, подчёркнутая экспрессивность художественного выражения взаимодействует на их картинах со свободой исторических и культурных ассоциаций от античных времён до произведений знаменитых живописцев двадцатого века. Для их произведений характерна непривязанность к какой-либо национальной школе, свободное сочетание классических стилей, новая живописность, динамика, установка на эстетическое наслаждение и личностное начало.

В сфере внимания трансавангарда вопросы современной интерпретации эстетики кубизма и футуризма (С. Киа), народных мифологических верований (М. Паладино), телесности (Ф. Клементе), сюрреализма (У. Кучча), «неформальной» живописной традиции 1950-х – 1960-х годов (Н. Де Мариа). Течение, заявившее о себе в конце семидесятых годов двадцатого века в качестве сугубо итальянского феномена, завоевало приверженцев во многих странах мира. Трансавангард усилил интерес к изобразительности в живописи. Сам термин переносится и на другие направления европейской живописи, с похожими ориентирами («новые дикие» в Германии и пр. – Георг Базелиц и др.), которые находят источник вдохновения и методы творчества в искусстве прошлых веков.

Поджигатель (С. Киа, 1980 г.)
Поджигатель.
С. Киа. 1980 г.

Полуночное солнце (Ф. Клементе, 1982 г.)
Полуночное солнце.
Ф. Клементе. 1982 г.

Средиземноморская охота (Э. Кукки)
Средиземноморская охота.
Э. Кукки.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.