Новая вещественность
Новая вещественность (нем. Neue Sachlichkeit) – одно из направлений неоклассизма, или магический реализм. Это течение в графике и живописи возникло в начале 20-х годов прошлого столетия в Германии, откуда постепенно распространилось по странам западной Европы, охватив также такие сферы искусства как: литература, фотография, синематограф, архитектура и музыка.
Появление данного течение стало своеобразной реакцией культурного общества на чрезмерный формализм в искусстве, и было связано напрямую с очередным всплеском популярности неоклассицизма в Европе. По своей направленности новая вещественность была близка к итальянской «метафизической живописи» и французскому неоэнгризму. Мастера, работающие в этой технике, стремились противопоставить идеологическому хаосу буржуазного общества некий мистифицированный и кристальный прообраз реального мира в их понимании. Создавая этот штучный мир самостоятельно, в своем воображении в гиперболизировано-четких подробностях и деталях художники стремились отобразить ощущение отторжения бездушной реальности. Это четко прослеживается в работах таких мастеров как: Канольдт, Шримпф, Мензе и др. Впрочем, были и таки, которые придавали изображению реальности гротескный характер, сознательно придавая творчеству критическую социальную направленность (Гросс, Дикс и т.д).
Термин «новая вещественность» в обращение ввел в Густав Хартлауб - директор Маннгеймского художественного музея, в 1923 году, пытаясь определить новый реализм в живописи. Отрицательными чертами «новой вещественности» стали покорность судьбе и цинизм, а положительным аспектом стал ярко выраженный интерес к действительности, стремление к восприятию реальности таковой, какой она есть на самом деле, без прикрас и идеализирования. Особенно ярко это явление было выражено в фотографическом искусстве. Основные принципы этого течения были раскрыты в книге «Мир прекрасен», написанной Ренгер-Патчем. В этом издании было опубликовано более 100 фотографий индустриальных объектов, растений, предметов массового производства. Ренгер-Патч призывал оставить искусство живописцам и попытаться воссоздать реальность исключительно фотографическими средствами.
С приходом нацизма к власти была установлена единая государственная политика в сфере искусства, ввиду чего такое течение, как новая вещественность к 1929 году полностью себя исчерпало.
Руки кукловода. Тина Модотти. 1929 г.
|
Пол Стрэнд.
|
Нью Йорк. Угол 83 улицы и Вест Энд Авеню. Пол-Стрэнд. 1915 г.
|